Здоровьесберегающие технологии , их роль.
статья по логопедии
В данном материале представлена материал о здоровьсберегающих технологиях в работе учителя - логопеда. В статье даны определения и раскрывается важность применения пособий, технологий здоровьесбережений в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_uchitelya_-_logopeda.docx | 214.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды здоровьесберегающих технологий их роль.
Статистические исследования, проводимые в последние годы, показали, что большинство современных детей в той или иной степени страдают различными заболеваниями и нуждаются в комплексной коррекционно-профилактической помощи. Это стало не только медицинской, но и педагогической проблемой, т.к. осложняется процесс обучения, снижается качество знаний, замедляется психическое и физическое развитие детей, возникает отклонение в их социальном поведении.
Здоровьесберегающие технологии дают возможность: сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.
В современной логопедической практике выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж, кинезиология, технология воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.
Я хочу коротко рассказать о некоторых приёмах.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщение организма кислородом
- улучшение обменных процессов
- нормализация психо-эмоционального состояния
- повышение иммунитета
Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Развитие общей моторики (динамическая пауза, физкультминутка).
Ни для кого не секрет, что современные дети стали все меньше и меньше двигаться. Однако, внутренняя потребность детского организма к движению никуда не пропала. Это приводит к диссонансу, развитию разного рода физических и психических патологий. Небольшие подвижные перерывы во время занятия способствуют отдыху детей и переключению внимания, снятию напряжения и усталости в середине учебного занятия. Уместно и целесообразно физминутки проводить в течение занятия, каждые 12-15 минут, а в перерывах между занятиями – физкультпаузы (динамическая пауза).
Песочная терапия
Игры с песком – это один из игровых приемов, помогающих логопеду решать непосредственно речевые задачи. Выполняя упражнения с песком, ребенок концентрируется на выполнении задания, не замечает, как уходит напряжение, более чувствительными становятся пальчики, таким образом, развивается психологическая база речи. А это, в свою очередь, способствует успешному завершению логопедической работы, развитию внимания и памяти.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Показывая ребенку какое положение должен иметь язычок или губы, привлекая ребенка действовать совместно, логопед таким образом, пробуждает скрытые энергетические ресурсы детского организма, улучшает моторные возможности ребенка, способствует коррекции эмоционально-психического состояния, формирует психологическую и артикуляционную базу речи.
Гимнастика для глаз
Использование на коррекционно-развивающих занятиях приёмов зрительной гимнастики направлено в первую очередь на профилактику различных глазных заболеваний, на снятие напряжения с органов зрения, на формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)
Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.
Самомассаж. Су-Джок терапия.
В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.
Точечный массаж (акупрессура) с давних пор применяется в восточной медицине. В настоящее время польза акупрессуры доказана самыми современными медицинскими исследованиями. На коррекционно-развивающих занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, наждачная бумага, природные материалы).
По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.
При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.
Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную раотоспособность.
Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.
Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Кинезиология в переводе- «гимнастика мозга»
Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)
Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:
-развитие специализации полушарий головного мозга;
-синхронизация полушарий головного мозга;
-развитие мышления, памяти, внимания;
-развитие способности к произвольному контролю;
-снятие психо-эмоционального напряжения;
Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.
У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.
Фонетическая ритмика.
Под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Кроме того, что фонетическая ритмика помогает нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах, воспроизводить звуки, слоги и слова в заданном темпе, воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы, освоить слоговую структуру слова,
С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. Каждый звук подкрепляется его визуальным образом и буквой, какой он обозначается.
Материал, используемый в работе.
Звук и буква А.
1. Движение
2. Визуальное подкрепление
А
3. Игровые ситуации для закрепления звука
1. "Скажи так"
Скажи так:
- мама качает малыша;
- малыш плачет;
- поет певец (певица);
- на приеме у врача (осмотр горла);
- не расслышал;
- несешь горячее;
- встретил друга...
2. "Пошепчу -покричу "
- Произнести звук шепотом, тихо, громко и наоборот;
-Работа в парах (один спрашивает тихо, второй отвечает громко и наоборот);
3. "Резиночка"
Тянуть звук, растягивая резинку.
4. "Звукоброс"
"Бросить" (протянуть) звук как можно дальше.
5." Рыбалка"
Выудить (протянуть) звук из реки.
6. "Высоко-низко, или Три медведя"
Произнести звук низким, средним по высоте и высоким голосом.
7. "Сигнальная машина"
Просигналить звуком, изменяя высоту голоса.
8. "Задушевный разговор"
Работа в парах: один спрашивает звуком, второй отвечает.
9. "Поем вместе"
Спеть песню вместе с детьми из сказки "Красная шапочка":
А-а, в Африке реки вот такой ширины,
А-а, в Африке горы вот такой вышины,
А-а, крокодилы - бегемоты,
А-а, обезьяны - кашалоты,
А-а - и зеленый попугай!
А-а - и зеленый попугай!
10. Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку?
Развитие графомоторных навыков
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
зрительное восприятие заданного материала;
сосредоточенность и внимание;
правильное удерживание карандаша или ручки;
соответствующий нажим ручки при письме;
ритмичность движений;
точность в обведении линий;
двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.
.
Источник: https://logoportal.ru/statya-15029.html. Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
https://урок.рф/library/primenenie_zdorovesberegayushih_tehnologij_v_logope_213408.html
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/foneticheskaya_ritmika_kak_instrument_obucheniya_chteniyu/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Состояние здоровья детей вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...
«Здоровьесберегающие технологии и их роль в жизни ребёнка»
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 25 до 12% и увеличилось количество детей, имеющих хроничес...
Здоровьесберегающие технологии их роль в жизни ребёнка
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойн...
«Роль здоровьесберегающих технологий в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» (из опыта работы)
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей группе является одним из приоритетных. Они яв...
Здоровьесберегающие технологии и роль сказкотерапии в ДОУ.
Педагогическая статья для воспитателей ДОУ по работе с дошкольниками...
Здоровьесберегающие технологии и роль сказкотерапии в ДОУ.
Разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников....
«Здоровьесберегающие технологии, их роль в психофизическом развитии ребенка»
Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичес...