Игры и игровые задания для разития речи детей 2-3 лет
консультация по логопедии (младшая группа)

Янабаева Лариса Хабибулловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_2-3_goda.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда

«Игры и игровые задания для развития

речи детей 2-3 лет»

Речь детей с двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса (до 250 – 300 слов) в связи с тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

Появляется более точное произношение слов и уже не только близкие, но и окружающие люди начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («игуша» - игрушка), а при стечении согласных один звук («тол» - стол); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» - стаканчик) и т.п.

Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом пользуется и однословными предложениями («Мосьно?» - Можно?), и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» - Мама будет умываться). Однако речь детей еще несовершенна. Дети допускают ошибки в роде существительных («Моя папа.» Мой папа) в числе и падеже («вот лубасек» - вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги.

Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь), губно-зубные (ф, фь, в, вь), переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль), заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь). Свистящие (с, з, зь, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, рь, л) обычно пропускает или заменяет. 

В этом возрасте происходит существенный скачок в развитии речи и, в связи с этим, целесообразно уделять особое внимание работе по обогащению словарного запаса ребенка, обучению выражать свои мысли и желания. Кроме того, необходимо обучать детей правильному дыханию т развитию артикуляционного аппарата.

Полезно в этот период разучивать с ребёнком ритмичные тексты: считалки, загадки, скороговорки. Когда в багаже ребёнка накопится несколько загадок, можно загадывать их друг другу, а так же самостоятельно их придумывать. Для этого необходимо использовать при описании свойств и характеристик предметов как можно больше прилагательных, слов-синонимов и слов-омонимов.

 Игры на развитие правильной воздушной струи

« Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 бумажные бабочки.

Ход игры: К каждой бабочке привяжите нитку длинной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка. Взрослый показывает ребёнку бабочек и предлагает поиграть с ними:

- Смотри, какие красивые, разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать?

Взрослый дует на бабочек.

-Смотри, они полетели! Как настоящие! Теперь попробуй ты подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребёнок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирал воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 5 секунд с паузами, чтобы не кружилась голова.

 «Ветерок»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). 
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

«Одуванчик»


Цель:
 развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает ребенку найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает ребенку подуть на свои одуванчики.


«Весёлые шарики»


Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий теннисный пластмассовый шарик.
Ход игры:  Ребенок сидит за столом. Взрослый предлагает инструкцию:
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. Начали!


«Воздушный шарик»


Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар. 
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз.
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед. 

 

Упражнения для губ

 

«Пузырь лопнул» - надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.

 «Трубочка-улыбка» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

 

Упражнения для языка

 « Как котенок молоко лакает» - выполнять быстрые движения я зыком: высовывать и прятать язык.

 «Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.

 «Лошадка цокает копытом» - пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.

 

Упражнение для нижней челюсти

 

«Ворота открыты» - широко открывать и закрывать рот.

 Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 

Упражнение для щек

 Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 «Сытый хомячок» - губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

«Голодный хомячок» - губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

  Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.

 

Примеры загадок «Доскажи словечко»

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

 

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это (Мышка)

 

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

 

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

 

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

 

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

 

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

 

Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

 

  

Пальчиковая гимнастика

Не надо забывать об упражнениях для пальцев рук. Пальчиковая гимнастика усложняется; упражнения для развития тонких движений пальцев проводятся самостоятельно по подражанию, а не при помощи взрослого, как это было в два года. Взрослый произносит потешку и выполняет упражнение, а ребенок смотрит на движения пальцев взрослого, слушает потешку и пытается выполнить упражнение сам.

 

Игра «Это пальчик»

 

Цель: тренировка разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитания умения выполнять действие по речевой инструкции.

Пальцы правой руки ребенка согнуты в кулачок. Ребенок слушает потешку и по очереди разгибает пальцы, начиная от большого. Затем выполняет те же движения на левой руке, а в конце – сразу на двух руках.

 

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш!

 

Игра «Этот пальчик хочет спать»

 

Цель: тренировка сгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитание умения выполнять действие по речевой инструкции.

Ребенок держит руку перед собой и в соответствии с текстом загибает пальцы, начиная с указательного.

 

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – бух в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики – ура!

Бегать всем давно пора!

 

Далее разгибает все пальцы. Передвигает пальцами по столу «бегает».

Вначале взрослый выполняет движения ребенка, одновременно произнося потешку, а затем ребенок самостоятельно загибает и разгибает пальчики. Надо побуждать ребенка произносить и текст, хотя бы добавлять последнее слово в каждой фразе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Роль семьи в воспитании грамотной речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлеж...

Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность....

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно....