Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
статья по логопедии

Надежда Александровна Сандакова

Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников;

Причины ЗПР:

  • медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания);
  • психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).

Специалисты, которые могут Вам помочь:

  • врач-невролог, психоневролог;
  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед.

Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Развитие умения общения с детьми:

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

  • стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
  • контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
  • не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
  • выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
  • не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребёнку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьёй;
  • не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие памяти и внимания.

  • Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось.
  • Учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти.
  • Учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других.
  • Учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти).
  • Учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий.
  • Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание).
  • Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти.
  • Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.

Коррекция не речевых процессов – зрительного и слухового внимания и памяти.

  • Развитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов.
  • Зрительного мнезиса (памяти) – предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр.
  • Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево); ориентировка в окружающем пространстве.
  • Развитие моторной готовности - упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.
  • Словарная работа по лексическим планам. Широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам.
  • Развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм.
  • Работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов).
  • Работа над предложением – от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному (сложносочиненному) предложению.
  • Работа над ритмико-интонационным рисунком предложения.
  • Анализ предложений, три секрета предложения, схема.
  • Знакомство с буквами – воспитание оптических дифференциаций, письмо элементов букв, письмо букв.

Развитие мышления.

Умение обобщать и классифицировать предметы:

  • учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам;
  • учить классифицировать предметы по темам, группам;
  • учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов.
  • Развитие навыка анализа и синтеза:

  • учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца);

  • учить определять (видеть) целый предмет по части;

  • учить отгадывать и загадывать загадки;

  • учить понимать смысл пословиц и поговорок;

  • учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет.

Развитие ощущения и восприятия.

  • Дифференцировать обонятельные ощущения.

  • Учить дифференцировать вкусовые ощущения.

  • Учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет.

  • Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д.

  • Развитие целостности восприятия (зрительного гнозиса) - учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений.

  • Развитие восприятия пространства - учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их;

  • учить находить место предмета в определенном ряду;
  • учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э.Сегена.

  • учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т.д.)

Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса

  • учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки;

  • учить ориентироваться на собственном теле (право, лево);
  • учить ориентироваться в окружающем пространстве.

  • Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв.
  • Развитие кинестетических ощущений и восприятий.

  • Развитие слухового восприятия

  • учить различать речевые звуки;

  • учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса;
  • учить различать слова, близкие по звуковому составу;

  • учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие).

Работа по развитию лексической стороны речи.

  • Развитие глагольного словаря.

  • Уточнить и закрепить названия действий животных.

  • Активизировать употребление приставочных глаголов.

  • Научить подбирать глаголы совершенного несовершенного вида.

  • Научить подбирать антонимы к глаголам.

  • Научить подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

  • Научить подбирать синонимы к заданному глаголу.

Развитие номинативной функции речи.

  • Уточнение и активизация словаря по лексическим темам.

  • Научить образовывать множественное и единственное число существительных.

  • Научить употреблять существительные в разных падежах.

  • Научить определять предмет по названию его составных частей.

  • Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий.

  • Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД.

  • Научить употреблять сложные слова.

  • Учить подбирать антонимы к существительным.

  • Учить подбирать синонимы к словам.

  • Учить образовывать однокоренные слова.

  • Активизировать словообразование существительных суффиксальным способом, префиксальным способом, суффиксально-префиксальным способом.

Активизация познавательной деятельности

  • Умение обобщать и классифицировать предметы.

  • Исключение лишнего предмета.

  • Умение составлять из частей целое.

  • Загадывание и отгадывание загадок.

  • Понимание смысла пословиц и поговорок.

  • Задание на абстрактно - логическое мышление.

Все задания подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение

  • том, что на улице холодно. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др. Все, чем ребенок занимается в дошкольном возрасте (рисование, лепка, конструирование, различные игры) развивает у него такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение, способность рассуждать, абстрагирование, понимание взаимозависимостей.

Возрастные особенности мышления у дошкольников.

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста.

Кроме того, ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой, например: рисунок может изображать игрушку, а игрушка — то, что нарисовано. Формируется способность к замещению — умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы — представления

  • том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Учитель-дефектолог в детском саду.

Все дети развиваются не одинаково, особенности задержки в развитии возникают по разным причинам. И помочь им могут разные специалисты, один из них – учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог проводит организованную образовательную деятельность по:

  • Ознакомлению с окружающим миром;
  • Развитию мышления;

  • Развитию восприятия;
  • Развитию памяти;

  • Развитию внимания;
  • Формированию элементарных математических представлений.

Учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Не все дети успевают выполнять задания на подгрупповых занятиях. Некоторым требуется больше внимания педагога.

Занятия с дефектологом проходят каждый день и длятся 15 – 25 минут. Они бывают индивидуальные или подгрупповые (2 – 5 человек). При такой организации не один ребенок не остается без внимания педагога.

Эффективность работы зависит от совместных усилий учителя-дефектолога и родителей.

Развитие психических функций

Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета », «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных)

изображений предметов», «Лабиринты».

Слуховое внимание: Игры: «Бывает не бывает», «Съедобное несъедобное», «Можно нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».

Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось»,

Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова », «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.

Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»);

Цвет (4 года основные цвета; 5 лет основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг , квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб,

многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);

Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради

  • клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»).

Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки)

Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между, около

Развитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса

  • Показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д.
  • Показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем.
  • Пальчиковые гимнастики.

  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

  • Завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

  • Нанизывание бус на нитку.
  • Изготовление поделок из бумаги, природного материала.
  • «Пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки).

  • Раскрашивание картинки, не выходя за контуры.
  • Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии).
  • Рисование по точкам, по клеточкам.
  • Складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали).

  • Выкладывание пазлов.
  • Складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам.

  • Выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме.
  • Конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др.
  • Сборно-разборные игрушки .
  • Логические блоки Дьенеша.

  • Счетные палочки Кюизенера.
  • Кубики Никитина «Выложи квадрат».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР) Развитие умения общения с ребенком....

Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологов;Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок д...

Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие умения общения с детьми»

Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями....

Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)...