Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
консультация по коррекционной педагогике
Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii-roditelyam-imeyushchih-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya_1.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
- Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом;
- Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников;
- Причины ЗПР:
- медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания);
- психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).
- Специалисты, которые могут Вам помочь:
- врач-невролог, психиатр;
- учитель-дефектолог;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед.
- Для детей с ЗПР существуют специализированные группы в дошкольных образовательных учреждениях. Для того, чтобы попасть в специализированное группу (компенсирующей или комбинированной направленности) ДОУ, надо пройти территориальную психолого
медико-педагогическую комиссию (ТПМПк) .
Развитие умения общения с детьми:
- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
- не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
- Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребёнку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьёй;
- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
- Организация режима дня и места для занятий:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Специальная поведенческая программа:
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть
- наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны
- поощрениям;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие памяти и внимания.
- Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось.
- Учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти.
- Учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других.
- Учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти).
- Учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий.
- Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание).
- Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти.
- Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.
Коррекция не речевых процессов – зрительного и слухового внимания и памяти.
- Развитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в
неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов.
- Зрительного мнезиса (памяти) – предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр.
- Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево);
ориентировка в окружающем пространстве.
- Развитие моторной готовности - упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.
- Словарная работа по лексическим планам. Широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам.
- Развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм).
- Работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов).
- Работа над предложением – от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному
(сложносочиненному) предложению.
- Работа над ритмико-интонационным рисунком предложения.
- Анализ предложений, три секрета предложения, схема.
- Знакомство с буквами – воспитание оптических дифференциаций, письмо элементов букв, письмо букв.
Развитие мышления.
- Умение обобщать и классифицировать предметы:
- учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам;
- учить классифицировать предметы по темам, группам;
- учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов.
- Развитие навыка анализа и синтеза:
- учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца);
- учить определять (видеть) целый предмет по части;
- учить отгадывать и загадывать загадки;
- учить понимать смысл пословиц и поговорок;
- учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет.
Развитие ощущения и восприятия.
- Дифференцировать обонятельные ощущения.
- Учить дифференцировать вкусовые ощущения.
- Учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет.
- Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д.
- Развитие целостности восприятия (зрительного гнозиса) - учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений.
- Развитие восприятия пространства - учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их;
- учить находить место предмета в определенном ряду;
- учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э.Сегена.
- учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т.д.)
- Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса
- учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки;
- учить ориентироваться на собственном теле (право, лево);
- учить ориентироваться в окружающем пространстве.
- Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв.
- Развитие кинестетических ощущений и восприятий.
- Развитие слухового восприятия
- учить различать речевые звуки;
- учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса;
- учить различать слова, близкие по звуковому составу;
- учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие).
Работа по развитию лексической стороны речи.
Развитие глагольного словаря.
- Уточнить и закрепить названия действий животных.
- Активизировать употребление приставочных глаголов.
- Научить подбирать глаголы совершенного несовершенного вида.
- Научить подбирать антонимы к глаголам.
- Научить подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.
- Научить подбирать синонимы к заданному глаголу.
Развитие номинативной функции речи.
- Уточнение и активизация словаря по лексическим темам.
- Научить образовывать множественное и единственное число существительных.
- Научить употреблять существительные в разных падежах.
- Научить определять предмет по названию его составных частей.
- Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий.
- Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД.
- Научить употреблять сложные слова.
- Учить подбирать антонимы к существительным.
- Учить подбирать синонимы к словам.
- Учить образовывать однокоренные слова.
- Активизировать словообразование существительных суффиксальным способом, префиксальным способом, суффиксально-префиксальным способом.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Умение обобщать и классифицировать предметы.
- Исключение лишнего предмета.
- Умение составлять из частей целое.
- Загадывание и отгадывание загадок.
- Понимание смысла пословиц и поговорок.
- Задание на абстрактно - логическое мышление.
Все задания подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.
Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение
- том, что на улице холодно. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др. Все, чем ребенок занимается в дошкольном возрасте (рисование, лепка, конструирование, различные игры) развивает у него такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение, способность рассуждать, абстрагирование, понимание взаимозависимостей.
Возрастные особенности мышления у дошкольников.
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения.
Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста.
Кроме того, ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой, например: рисунок может изображать игрушку, а игрушка — то, что нарисовано. Формируется способность к замещению — умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы — представления
- том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Учитель-дефектолог в детском саду.
Все дети развиваются не одинаково, особенности задержки в развитии возникают по разным причинам. И помочь им могут разные специалисты, один из них – учитель-дефектолог.
Учитель-дефектолог проводит организованную образовательную деятельность по:
- Ознакомлению с окружающим миром;
- Развитию мышления;
- Развитию восприятия;
- Развитию памяти;
- Развитию внимания;
- Формированию элементарных математических представлений.
Учитываются индивидуальные особенности ребенка.
Не все дети успевают выполнять задания на подгрупповых занятиях. Некоторым требуется больше внимания педагога.
Занятия с дефектологом проходят каждый день и длятся 15 – 25 минут. Они бывают индивидуальные или подгрупповые (2 – 5 человек). При такой организации не один ребенок не остается без внимания педагога.
Эффективность работы зависит от совместных усилий учителя-дефектолога и родителей.
Развитие психических функций
Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета », «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных)
изображений предметов», «Лабиринты».
Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».
Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось»,
Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова », «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.
Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»);
Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг , квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб,
многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);
Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради
- клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»).
Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки)
Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между, около
Развитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса
- Показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д.
- Показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем.
- Пальчиковые гимнастики.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- Завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Нанизывание бус на нитку.
- Изготовление поделок из бумаги, природного материала.
- «Пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки).
- Раскрашивание картинки, не выходя за контуры.
- Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии).
- Рисование по точкам, по клеточкам.
- Складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали).
- Выкладывание пазлов.
- Складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам.
- Выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме.
- Конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др.
- Сборно-разборные игрушки .
- Логические блоки Дьенеша.
- Счетные палочки Кюизенера.
- Кубики Никитина «Выложи квадрат».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР) Развитие умения общения с ребенком....
Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологов;Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок д...
Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие умения общения с детьми»
Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями....
Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие познавательной деятельности»
Развитие психических процессов- основная задача в развитии детей с ЗПР....
Презентация "Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)"
Рекомендации родителям...
Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников...