Семинар для воспитателей «Формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
консультация по логопедии

Байгильдина Гульзана Байрамгалимовна

Семинар для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_samyy_original.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Начальная школа-детский сад» № 26

Семинар для воспитателей

«Формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Подготовила:

Учитель-логопед

 Байгильдина Г.Б.

д. Камышевка, 2019

План семинара

1. Теоретическая часть

Цель: Изучение и систематизация приёмов и технологий, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:

  • Систематизировать знания воспитателей по формированию грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии.
  • Познакомить с новыми технологиями по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: синквейн, метод ассоциативных связей, интеллектуальные карты.
  • Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение «Педагогической мастерской».

2. Практическая часть

  1. Мультимедийная презентация «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников».
  2. «Педагогическая мастерская»

Демонстрация используемых в работе дидактических игр и упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических средств языка.

3.Итог.

4.Рефлексия.

Ход проведения

«… грамматика, преподаваемая логически,

начинает развивать самосознание человека

т. е. именно ту способность, вследствие

которой человек является человеком

между животными»

К.Д.Ушинский

(Теоретическая часть).

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.

В настоящий момент в стране наблюдается низкий уровень речевого развития дошкольников. Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей?     (высказываются педагоги)

Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение.

Все игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями.

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1. приставочный: делать? пере-делать;

2. суффиксальный: мяч? мячик;

3. приставочно-суффиксальный: стакан? под-стакан-ник;

4. образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб (о) лов

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Во время работы над словом, необходимо стимулировать детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если лошадь бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Подбирая материал для словесных дидактических игр, старайтесь организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.

Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.

Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.

Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.

(Практическая часть)

«Педагогическая мастерская».

1.Синквейн.

Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Так же технику синквейна можно совмещать с нетрадиционными методами рисования. Например «Синквейн ниткопись».

Ниткопись — это изобразительная деятельность, рисунки которой создаются с помощью ниток, пропитанных краской. Затем на основе ниткописи составляется синквейн.

А сейчас, дорогие коллеги, попробуйте составить синквейны к словам, которые написаны у вас на карточках. (составление синквейнов педагогами)

Давайте проверим, что у вас получилось.

Итог.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что речевые  игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры - они не требуют особых усилий и дополнительного материала.

Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Рефлексия. 

В конце своего выступления мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу проведённого мною семинара. Для этого я использую методику «Неоконченное предложение». У вас лежат листочки с неоконченными предложениями. Ваша задача закончить их.

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Хотелось бы отметить…

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия, 2000.-450с.
  2. Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс, 2004.-120с.
  3. Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи -М.: 1961-240с.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. -112с.
  6. Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. — Запорожье, 1975.-170с.
  7. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. –М.: Просвещение, 1984.-230с.
  8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.-145с.
  9. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2001. -360с.
  10. Овчинников В.Н. Функциональные типы высказываний в детской речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.-30с.
  11. Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста //Под ред. Ф.А. Сохина –М., 1979.-310с.
  12. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин –Л., 1987.-235с.
  13. Шахнорович А.Я. Негневицкая Е.Н. Язык и дети.- М. Педагогика, 1981.-340с.
  14. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника.//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995-234с.

Котенок

Дом

Ежик

Снегирь

Весна


Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Хотелось бы отметить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольнико...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством словесных игр. (Доклад на ГМО) Подготовила воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Зейналова Сара Нажмудиновна

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.В ряду задач, сто...

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...