Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука Ш.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шабалина Юлия Александровна

Научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

I.Ход занятия.

Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку.

II.Артикуляционная гимнастика.

  Каждое утро она выползала из своей норки, чтобы погреть спинку на солнышке. Сворачиваясь колечком (губы округляем), Змейка начинала рассматривать мир вокруг себя.

 - Как же прекрасен этот мир! - думала она, внимательно разглядывая широкие листья клена ( широкий язык удерживать на нижней губе).

Особенно нравилось Змейке смотреть на то, как ветер играет в кленовых листьях, и они покачиваются: вверх-вниз, вверх-вниз (упр. “Качели”).

 Как-то раз, отдыхая на камне, Змейка замечталась и не заметила, что ветер усилился ( задувать на широкий кончик языка), нагнал тучи, и закапал дождик ( рот приоткрыт, кончиком языка стучать по верх. альвеолам, произнося: “Д-д-д”). Наша Змейка не успела вовремя спрятаться в свой домик и простудилась.

 Вечером у Змейки разболелось горло и пропал голос.

 -Как же мне быть? Я не смогу подпевать листьям, - опечалилась она.

Тогда к Змейке решил заглянуть Мишутка. Узнав что Змейка больна, он принес ей малинового варенья и спел свою песенку ( кончиком языка стучать по верх, альвеолам, произнося: “ Т,Т,Т”).

 -Как это здорово, когда можешь петь свою любимую песню, -грустным голосом прошептала Змейка.

 -Не переживай! - ответил Мишутка.- Лучше съешь-ка малинового варенья.

 - Уже немного лучше, - сказала Змейка и облизала верхнюю губу, ( упр.“Вкусное варенье”- широким кончиком языка провести по верх. губе сверху - вниз).

 - А теперь нужно выпить теплого молока. Доставай свою самую глубокую чашку.(упр. “ Чашечка”).

 - Смотри, кажется, выглянуло солнышко,- обрадовалась Змейка.- Нужно открыть окошко ( округлить губы).

 - А давай - ка поднимемся на верхний этаж и поглядим оттуда на наш лес, - предложил медвежонок. - Осторожно не расплескай молоко, - добавил он.( язык в форме “чашечки” завести за верх. зубы).

 Змейка и медвежонок, захватив чашку с молоком, поднялись на верх.

 - Кажется, молоко слишком горячее, Нужно на него подуть, предложил Мишутка и подул, - Т-ш-ш.( Удерживая “чашечку” за верхними зубами, произнести на длительном выдохе звук “Т”, при правильном выполнении должно получиться звукосочетание “Тш-ш-ш”).

 -А теперь я сама,-ответила Змейка и тоже подула - Ш-ш-ш.

(язык в форме “чашечки” за верх зубами, губы округлить, подуть).

 -Здорово! Кажется я снова могу шипеть, - воскликнула Змейка.  

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

«Ветерок»

К палочке привязаны разноцветные леточки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы ленточки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на ленточку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Ленточка, ленточка,

Полети ты выше,

Чем выше взлетела -

Тем лучше для Миши!

«Аэробол» (дуем в пластмассовую трубочку с пенопластовым мячиком).

«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

IV.Слоговые ряды:

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша                                                             Аш – аш –аш

Шо – шо – шо                                                          Ош – ош – ош

Шу – шу – шу                                                          Уш – уш – уш

Ши – ши – ши                                                          Иш – иш – иш

Ша – ша – шо                                                           Аш –ош – аш

Ши – шу –шу                                                           Уш –аш – уш

Шо –ши – шо                                                           Ош – иш –ош

Шу – ша – ша                                                           Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

В) с изменением ударения

Ша-ша-ша                                                              Шо-шо-шо

Ша-ша-ша                                                             Шо-шо-шо

Ша-ша-ша                                                             Шо-шо-шо

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

- Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова. - предложила Шуша.

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.

- Как я устал!- сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев.

 - Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет,- воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.

VI.Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

- Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем, - попросил медвежонок.

- С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов.

Игра «Запомни и повтори»

Уши-мыши-лапша-каша

Шуба-шило-афиша-шипы

Игра «Назови ласково»

Лошадь –

Корова –

Кошка –

Петух –

 - Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем. - попросил медвежонок.

- Хорошо. Давай смотри на картинки и составляй предложения.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения:

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

VIII. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.

Карандаш, мешок, шапка.

- Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем! - сказал Мишутка.

- Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой. - ответила Шуша.

И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился.

- Давай я тебя провожу домой. - предложил Шуше Мишутка.

Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.

X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка )

Итог.

-Какой мы сегодня звук учились произносить?

-- Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука Р

Цель: Автоматизация зв. Р. Задачи:Коррекция психофизических функций;Развитие умения давать характеристику зв. Р.Развитие функции языкового анализа и синтеза .Подбор антонимов. Падежное упра...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях"

Конспект занятия предназначен для ребенка 6 - 7 лет, на этапе автоматизации звука (р)....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л в слогах и словах".

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах,  даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука С"

В конспекте представлена индивидуальная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, формированию воздушной струи и автоматизации звука С в словах....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука [С] в слогах и словах"

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р во фразах"

Разнообразный материал по автоматизации звука Р во фразах....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...