Обследования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии
В этой презентации представленны способы обследования звукопроизношения у дошкольников, а также их фонематическое восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_zvukoproiznosheniya_i_fonematicheskogo_proiznosheniya.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим( дыханым ),генераторным(голосообразовательным) и резонаторным(звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы . Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Несмотря на то что именно обследование звукопроизношения давно описано в логопедической литературе, оно до сих пор не всегда проводится в логопедических учреждениях на должном уровне. Главный недостаток, имеющий принципиальный методологический характер, — это разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.
Причины нарушения звукопроизношения Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие: -нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи; - нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; - нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов); - неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи .
Классификация нарушений звукопроизношения 1 . Ротация «Р». 2. Ламбдацизм «Л». 3. Сигматизм «С». В этой группе различают сигматизм свистящих звуков и сигматизм шипящих 4. Йотацизм «Й». 5. Дефекты произношения заднеязычных звуков ( К, Г, Х ). 6. Дефекты звонкости (взаимные замены парных звонких и глухих согласных: П – Б, К – Г, Ф – В, С – З, Щ – Ж ). 7. Дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных: например П – П י , Б – Б י и т.д.)
Методические требования к дидактическому материалу для обследования звукопроизношения: 1. Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи. 2. Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и "находят" нужное слово. 3. Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым.
Способы обследования звукопроизношения у дошкольников. 1) В изолированном произнесении; 2) В составе слова в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных); Окончательное суждение о природе двигательных нарушений артикуляционного аппарата может быть сделано путем сопоставления данных раннего моторного развития ребенка, подробного неврологического обследования, а в некоторых неясных случаях — после анализа эффективности коррекционных занятий по усвоению правильного звукопроизношения.
Обследование фонематического восприятия Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия. У детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия. Необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на: узнавание, различение и сравнение простых фраз ; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу ); различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА ); запоминание звуковых рядов.
Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать , какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок. Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.) Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например: СА-ША , ША-СА, СА-ША-СА , ША-СА-ША , СА-ЗА, ЗА-СА , СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА , ША-ЖА, ЖА-ША , ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА , ША-ЗА,ЗА-ЖА , ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА .
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих,шипящих , аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость — глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом. Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование , чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например , нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА. Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.
Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса — крыша, день— тень, булка — белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма . Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.
В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач. В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....
Причины, механизмы и проявления нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Статья по логопедии содержит материал о причинах, механизмах и проявлении нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Материал для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,который может быть использован как в логопедических группах , так и в общеразвивающих группах детских садов.Очень полезен ...
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....
Обследования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим(дыханым),генераторным(голосообразовательным) и резонаторным(звукообразовательным) отделами речевого аппарата...
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.
В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...