ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование нейропсихологических приёмов в логопедической работе»
проект по логопедии
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи:
- Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
- Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
- Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
- Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
- Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
- Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
- Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
компенсирующего вида «Детский сад № 31 города Кызыла Республики Тыва»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Использование нейропсихологических приёмов в логопедической работе»
Составитель: учитель – логопед
Монгуш Александра Орлановна
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи:
- Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
- Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
- Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
- Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
- Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
- Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
- Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
- желание улучшить образовательный процесс;
- повышение эффективности логопедических занятий.
Этапы работы
- Ознакомительный
Цель: планирование работы по теме самообразования.
- Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии.
- Изучение инновационных нейропсихологических технологий.
- Практический
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.
- Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.
- Составление перспективного плана занятий с учётом современных нейропсихологических технологий.
- Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий.
- Отчётный
Цель: подведение итогов работы.
- Выступление в рамках заседания РМО «Использование кинезиологического оборудования как инновационная технология в практической работе учителя-логопеда»
- Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития для родителей.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет-ресурсы и медиа-информация;
- семинары – практикумы, конференции;
- дистанционные курсы повышения квалификации.
Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на один год, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
№ | Этапы работы | Содержание работы | Сроки реализации | Практический выход (результат) |
1. | Ознакомительный | Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования. | 2022-2023 | Теоретическая база по заявленной теме самообразования |
Обзор передового педагогического опыта работы по нейропсихологии. | Опыт коллег по нейропсихологии | |||
Знакомство с инновационными технологиями. | Актуализация информации и систематизация теоретических знаний | |||
2. | Практический | Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития. | 2022-2023 | Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий. |
Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти. | ||||
Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения. | ||||
Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений. | ||||
2.2 | Работа с детьми | Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии. | 2022-2023 | Конспекты занятий с применением современных технологий |
2.3 | Работа с родителями | Проведение родительских собраний (1 полугодие и 2 полугодие) | 2022-2023 | Тема собрания: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Тема собрания: «Образовательная кинезиология» |
Разработка памяток и буклетов для родителей | 2022-2023 | Картотека дыхательных упражнений. | ||
Оформление информационного материала в уголке логопеда | 2022-2023 | Консультация: «Двуручное письмо» | ||
3. | Отчётный | Оформление результатов работы по теме самообразования | 2022-2023 | |
Анализ работы по самообразованию, отчёт о проделанной работе. | ||||
Литература:
- Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
- Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
- Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
- Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.
- Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
- Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4 – 5 лет»
Нетрадиционные техники рисования,применение их в работе с детьми...
План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...
План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...
План по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми»
План работы. Консультации. Рекомендации....
План по самообразованию "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет"
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельн...
Нейропсихологические приёмы в логопедической работе с дошкольниками
Речь развивается вслед за движением. При выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных связей и, как следствие, повышается способность к обу...
«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на п...