Различение единственного и множественного числа существительных
учебно-методический материал по логопедии

Давлетбаева Елена Ивановна

Для вас подобраны и рекомендуются к применению дидактические игры и упражнения по формированию грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи: на развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования (существительных, прилагательных и глаголов), которые позволяют практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный и активный словарь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichenie_edinstvennogo_i.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Различение единственного и

множественного числа существительных

«Грамматика - логика языка»

К. Д. Ушинский

  Для вас подобраны и рекомендуются к применению дидактические игры и упражнения по формированию грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи: на развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования (существительных, прилагательных и глаголов), которые позволяют практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный и активный словарь ребенка.

Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.

Игра «Один много». Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Наглядный материал: предметные картинки предметы в единственном и множественном числе. Ход игры: детям демонстрируется картинка с изображением одного предмета, и предлагается найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве. Речевой материал: Воспитатель - У меня красный шар. Ребенок - А у меня красные шары.

Игра «Что растет в лесу». Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием [ы]. Наглядный материал: предметные картинки, сюжетная картинка «Лес». Ход игры: на доску вывешивается сюжетная картинка «Лес». Дети рассматривают картинку, а воспитатель постепенно вывешивает вокруг этой картинки - карточки деревьев и растений в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода). Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?

2 Игра «У кого похожая картинка?» Цель: учить образовывать формы множественного числа существительных с окончанием на [ья]. Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая. Речевой материал: - На моей картинке нарисован стул. А у тебя что нарисовано?

Игра «Измени слово». Цель: закрепить с детьми умение образовывать формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями. Оборудование: мяч. Ход игры: ребенку называют слово в единственном числе и бросают мяч. Ребенок, поймав мяч, должен назвать слово во множественном числе.

 Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.

3 Ход игры: детям раздаются картинки с изображением животных, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?

Играем в сказку «Колобок». Цель: образование формы родительного падежа с предлогом [от]. Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок». Ход игры: детям читается сказка «Колобок», затем сказка прочитывается повторно, но с пропусками, а дети должны продолжить. Речевой материал: Воспитатель: - От кого ушел колобок? Дети: - От бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя.

Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.

4 Игра «Заготовки на зиму». Цель: закрепить тему «Овощи фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных. Ход игры: детям рассказывается о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. Затем раздаются картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагается составить предложения, что можно приготовить из того, что изображено на их картинках. Речевой материал: Из яблок яблочный сок.

 Игра «Угадай, чего не стало?» Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа. Ход игры: на доске по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирать, спросить у детей: «Чего не стало?». Картинки подбирать с разными окончаниями. Речевой материал: - Не стало мишек, куклы.

Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа. 

Игра «Кому, что нужно для работы» Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе. Ход игры: а) детям раздать картинки, на которых изображены: учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Речевой материал: - У меня учитель без указки, ему нужно дать указку.

5 Ход игры: б) на доску вывесить картинки с изображением девочки и девочек, мишки и мишек, собачки и собачек и т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст. Речевой материал: - Я дам конфету девочке; - Я дам книгу мишкам.

Игра «Гости». Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа. Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки. Ход игры: дети рассаживаются вокруг стола, у каждого ребенка по игрушке, у воспитателя зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагается выбрать по картинке, для своего животного. Речевой материал: - Орехи я дам белке; - Мед дам медведю.

Дидактические игры на формирование винительного падежа.

Игра «Кто самый наблюдательный». Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь. Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называет в единственном числе, а второй уже во множественном числе. Речевой материал: - Я вижу стол, окно, стул - Я вижу столы, окна, стулья

Игра «Измени и скажи правильно». Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки. Ход игры: детям задаются вопросы и даются варианты ответов, поставленных в начальную форму, ребенок должен дать ответ в правильном варианте.

 Материал подготовила учитель-логопед Давлетбаева Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Фронтальное логопедическое лексико – грамматическое занятие в старшей группе. Тема: Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».

Цель:- упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных;- составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»;-...

Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"

конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР: «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные»

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР  «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные» в рамках лексической темы "Деревья"....