Понимание и употребление простых предлогов.
учебно-методический материал по логопедии

Давлетбаева Елена Ивановна

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  С ЦЕЛЬЮ УТОЧНЕНИЯ   ПОНИМАНИЯ  ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponimanie_i_upotreblenie_prostyh_predlogov.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Понимание и употребление простых предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в речи рекомендуются такие задания:

1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом? Ребенок должен показать соответствующую картинку. 2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал, Положи ручку на книгу, в книгу, под книгу, достань игрушку из шкафа, из-под шкафа и т.д.

3. Упражнение на дифференциацию предлогов (В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА). На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе взрослого ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: Возьми, карандаш, который лежит В коробке (на коробке, около).

 4. Игра «Правильно подними карточку». Взрослый называет словосочетания с предлогами (например, с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога. ИЗ К ОТ ПО ЧЕРЕЗ ЗА ИЗ-ЗА ВОКРУГ

 Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения:

  1. Игра «Маленькое слово»

 Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи. Взрослый дает ребенку задание: Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик... стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла. - НА. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

 2. Игра «Куда села муха?»

 Цель: Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА. Взрослый держит в руке игрушку-муху или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: Куда села муха?. Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

3. Игра «Посмотри и назови»

 Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации. Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с маленьким словом НА (под, за).

 4. Упражнение «Придумай предложение»

 Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам: Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с маленьким словом (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например: Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поет и т.п. Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

5. Упражнение «Послушай, запомни, назови»

 Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (напр., НА). Взрослый четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении маленькое слово НА, то есть произнести его утрированно. На полянке возле речки загорали огуречки. Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры. Воробей сидел на ветке у окна, Ну а я- на табуретке у окна. Посидели, посмотрели, покачались, полетели: Воробей на крышу с ветки, А я на пол с табуретки Белые снежинки на веточках висели, Белые снежинки от ветра полетели: На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку, На высокие дома Значит, к нам пришла зима! Аналогично проводится работа над другими предлогами.

6. Игра «Кто, где живёт?»

 Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В, НА. Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос взрослого: Кто, где живёт? - Лиса живёт в норе. - Ласточка живёт в гнезде. - Тюлень живет на льдине. - Курица живет в курятнике. -Скворец живет в скворечнике. И т.д.

7. Игра «Что в чём?» на тему посуда.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В. На доске выставляются картинки с изображением посуды. Взрослый задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку. - В чём варят суп? - Суп варят в кастрюле. - В чем носят воду из колодца? - Воду носят в ведре. - В чем кипятят воду? - В чем хранят сахар? - Сахар хранят в сахарнице. И т.д. Аналогичным образом проводится игра Где что лежит? - Где лежит хлеб? - Хлеб лежит в хлебнице. - Где (на чём) жарится рыба? - Рыба жарится на сковороде. И т.д.

 8. Упражнение «Ответь на вопрос»

 Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В. Взрослый просит детей отвечать целым предложением, каждый раз выделяя голосом маленькое слово В. - Куда пойдет мама, если: нужен врач? нужно починить обувь? нужно сжить платье? нужно купить платье? нужно купить овощи? нужно купить лекарство? болит зуб? - Во что можно завернуть игрушку? (в газету, бумагу, материю, марлю, салфетку, и т.д.) - Где можно мыться, купаться? (в ванне, бассейне, реке, море, озере, пруду, ручье, бане...).

9. Игра «Где что растет?»

Цель: закрепление навыка употребления существительных с предлогом. На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы и др. Взрослый говорит: - Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места туда, где они растут. Где растут овощи? (Овощи растут на огороде). Картинка с овощами располагается около изображения огорода. И т.д. Аналогичным образом проводятся игры Где что покупают? (лекарство, хлеб, газеты, молоко), Где что хранится? (посуда, одежда, книги).

10. Упражнение «Что на ёлке, кто под ёлкой?»

Цель: закрепление предложных конструкций. Взрослый предлагает детям изображение новогодней ёлки и просит ответить на вопрос: «Что на ёлке, кто под ёлкой?. Например: - На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин…)- под ёлкой заяц (девочка, мальчик, Дед Мороз…)

11. Игра «Помоги незнайке»

Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог. Взрослый просит ребёнка вспомнить , какие маленькие слова он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении; затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное маленькое слово: Пчела села цветок; Папа лежит диване; грядке поспели помидоры; подоконнике стоят красивые цветы; окном растёт куст сирени; ласточки свили гнездо крышей и т.п.

12. упражнение «У кого? У чего?»

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У. надо определить , применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы у кого? У чего? Ручка -  у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок – у человека, у ботинка, у кошки, у собаки, у кроссовка. Ножка – у стула, у ребёнка, у гриба ...

 материал подобрала

Учитель-логопед Давлетбаева Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...

Понимание и употребление предлогов детьми дошкольного возраста (проект, элементы)

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность пространственного восприятия и пространственных представлений в онтоге...

Конспект занятия в логопедической группе по теме Употребление в речи простых предлогов.

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Комнатные растения". Совершенствование грамматического строя ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "Приемы формирования навыков понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня"

В работе представлены результаты исследования особенностей понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня. Продемонстрирована система коррекционной работы, напр...

Закрепление употребления простых и сложных предлогов в речи.

Занятие можно использовать в подготовительной к школе группе, как итоговое, для закрепления употребления детьми предлогов....

"Понимание и употребление простых предлогов"

Повтори предложения с предлогами...