Модели артикуляции звуков в логопедической практике
консультация по логопедии

Давлетбаева Елена Ивановна

Применение моделей при постановке звуков, незави­симо от формы речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modeli_artikulyatsii_zvukov_v_logopedicheskoy_praktike.docx175.88 КБ

Предварительный просмотр:

Модели артикуляции звуков в логопедической практике

Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

Применение моделей при постановке звуков, независимо от формы речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминаю» артикуляцию непроизносимого звука. У ребенка при работе с моделями создается правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Создание образа предполагает исследование, отсечение органов, не принимающих участие в произнесении звука и знание положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, поэтому ни артикуляционный профиль, ни фотографии и Т.д., образ не формируют уже потому, что не дают возможность отделить органы, не участвующие в произнесении звука.

Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема в воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей - начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

На первом этапе исправления нарушений произношeния с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.

При проведении коррекционной работы по исправлению нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков, особенно тщательно необходимо выявить форму нарушенного произношения. В связи с  этим можно использовать схему постановки звуков.

(ПОКАЗ СХЕМЫ)

Согласно предложенной схеме, если звук отсутствует в речи, то постановка проводится по модели, если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, так как нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.

Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Ведь хорошо развитый фонематический слух является важным компонентом полноценного формирования произносительных навыков. Несформированность  фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляторным параметрам. В то же время известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии  с

развитием артикуляционной базы звуков, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.

Отражая уклад органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, модели артикуляции звука знакомят ребенка с основными свойствами и отношениями мира звуков. Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков.

То есть, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков.

Модели артикуляции согласных звуков вводятся постепенно и при наличии данного звука в речи ребенка. Для каждого звука можно рекомендовать следующие виды заданий:

  • называются звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;
  • найти в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;
  • предлагаются слоговые ряды (слова). Услышав слог (слово) с заданным звуком, показать                  соответствующую   модель артикуляции;
  • подобрать слова на заданную модель артикуляции;
  • выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;
  • составить  слог на заданную модель артикуляции;
  • придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;
  • определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;
  • добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции получить новое слово;
  • составить слова из моделей артикуляции звуков и т.д.

Если в речи ребенка наблюдаются замены и смешения звуков, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Работа начинается с разъяснения ребенку отличий, которые встречаются в не различаемых звуках. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок самостоятельно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминает  артикуляцию заменяемого звука, помогает различению фонем. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребёнок  находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей развитию фонематического слуха. Если проанализировать наиболее распространённые замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза. Ребенок понимает ошибку.

(ПОКАЗ МОДЕЛИ ЗВУКОВ   [Р ] И  [Л])

Например, анализируя модели артикуляции заменяемых звуков [р] и [л] видно, что есть похожие позиции в артикуляции - это работа голосовых складок, прохождение воздушной струи через рот, кончик языка поднят вверх, губы нейтральны или слегка округлены. Различия заключаются в том, что при произнесении звука [р] кончик языка совершает колебательные движения - на модели волна, а при произнесении звука [л] боковые края языка опущены и воздушная струя проходит по бокам языка - на модели фигура напоминает букву и воздушная струя проходит по бокам языка - на модели фигура напоминает букву [л].

Модель артикуляции звука [р]                                             Модель артикуляции звука [л]

Имеют место случаи, когда замены звуков не связаны с нарушением фонематического слуха, а обусловлены несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене воспроизводства речи. При наличии данного дефекта коррекционная работа с применением моделей артикуляции звуков также проходит более успешно по причине расширения наглядности и большей осмысленности.

(ПОКАЗ МОДЕЛИ ЗВУКОВ   [С ] И  [Ш])

сш

Модель артикуляции звука [С]                                             Модель артикуляции звука [Ш]

Например, звук [с] заменяется, на звук [ш].

Дети сравнивают модели артикуляции звуков [с] и [ш].

При произнесении звука [с] губы в улыбке - на модели прямоугольник, кончик языка у нижних резцов (на модели точка) под прямоугольником. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели круг, кончик языка находится у верхних резцов - стрелка показывает движение языка вверх, а точка в верху круга - положение кончика языка.

После того как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:

  • выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих  моделей;
  • при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;
  • подобрать картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;
  • выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т. д.

Изложенная схема коррекции фонематического слуха с применением моделей артикуляции звуков поможет закрепить правильное произношение всех звуков русского языка, добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твердостью - мягкостью и глухостью - звонкостью, а также поможет сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других.

Работа с моделями артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребенком строения органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание ребенка на подвижные и неподвижные органы. Какие движения могут совершать губы, язычок, научить ощущать работу голосовых складок, характер выдыхаемой воздушной струи. Перед постановкой каждого звука также тщательно проанализировать положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основании проведенного исследования построить модель артикуляции постановочного звука.

Например, рассмотрим применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [щ'] и [ч'].

Постановка звука [ш) при его отсутствии

Правильная артикуляция                                                         

Губы - округлены, немного  вытянуты вперед.

Зубы - сближены на расстоянии до 4-5 мм.

Язык - кончик языка - широкий, поднят к небу

(за альвеолы), но не касается, образуя щель.

Боковые края прижаты к верхним коpeнным зубам.

Профиль артикуляции звука [ш]

Голосовые складки - разомкнуты, голос не образуется.

Воздушная струя - сильная, широкая, теплая.

ш

Модель артикуляции звука [ш ]

Ребенку объясняется правильная артикуляция звука на примере артикуляционного профиля и вводится его модель артикуляции. Ребенок должен понять, что для того, чтобы правильно произнести звук [ш], необходимо округлить губы и вытянуть их «трубочкой» - на модели это круг. Большая стрелка вверх - язык поднят, кончик языка за альвеолами - на модели точка в верху круга. Когда ребенок воспроизвёл нужный артикуляционный уклад, просят пустить «ветерок». Слышится звук [ш].

Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу включаем упражнения по развитию фонематическо слуха. Модель служит наглядной опорой, постоянно  напоминая артикуляцию заменяемого звука, помогает их различению. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребёнок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей дифференциации звуков. Если  проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза. Напримep, звук [ш] заменяется на звук [с], свистящий парасигматизм.

шс

Модель артикуляции звука [с]                                      Модель артикуляции звука [ш ]

Объясняем различие в произнесении этих звуков на  примере моделей.

ГУБЫ. При произнесении звука [с] губы в улыбке - на модели прямоугольник, а при

произнесении звука [ш] губы округлены - на модели круг.

ЯЗЫК При произнесении звука [с] кончик языка у нижних резцов - точка под прямоугольником, а при произнесении звука [ш] язык поднят за альвеолы - точка в верху круга, направление стрелки показывает движение языка вверх.

Звуки [с] и [ш] глухие - на моделях нет колокольчика ,   твердые.

Рассмотрим замену звука [ш] звуком [т] призубный парасигматизм

Модель артикуляции звука [т]                                      Модель артикуляции звука [ш ]

тш

Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.

ГУБЫ. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели круг, а при произнесении звука [т] губы принимают нейтральное положение - на модели прямоугольник.

ЯЗЫК  - При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы - точка в верху круга, направление cтpелки показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [т] кончик языка у верхних резцов - на модели точка над прямоугольником.

Звуки [т] И [ш] глухие - на моделях нет колокольчика, твердые.

Рассмотрим замену звука [ш] на звук [щ'], шипящий парасигматизм.

щш

Модель артикуляции звука [ш]                                   Модель артикуляции звука [Щ]

Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.

ГУБЫ. При произнесении звуков [ш] и [щ'] губы округлены - на моделях круг.

ЯЗЫК При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы - точка в верху круга, направление стрелки показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [щ'] кончик языка ниже, у альвеол, - на модели точка ниже, направление стрелки показывает движение языка

вверх.       Звуки [щ'] И [ш] глухие - на моделях нет колокольчика.

Постановка звука [ж]

Разница  в артикуляции звуков [ж] и [ш] заключается в том, что при произнесении звука [ж] в работу включают голосовые связки. Таким образом, на модели показано, что эти звуки похожи по положению языка, губ, но при произнесении звука [ж] включен голос, обозначенный на модели колокольчиком.

На этом различии и основана постановка звука. Для дополнительной наглядности можно предложить приложить тыльную сторону ладони к горлу, ребенок должен услышать разницу в произнесении звуков [ж] - [ш].

шж

Модель артикуляции звука [ш]                                   модель артикуляции звука {ж}

Рассмотрим  замену звука [ж] на звук [з].

зж

Модель артикуляции звука [ш]                                   модель артикуляции звука [з]

Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.

ГУБЫ. При произнесении звука [з] губы в улыбке - на модели прямоугольник, а при произнесении звука [ж] губы округлены - на модели круг.

ЯЗЫК При произнесении звука [з] кончик языка нaxодится у нижних резцов – точка под прямо угольником, а при произнесении звука [ж] язык поднят за альвеолы - на модели движение стрелки вверх.

Звуки [з] и [ж] звонкие - на моделях колокольчик.

Работая с моделями артикуляции звуков, ребенок учится не только проводить звуковой анализ слова, но и развивается. Модели артикуляции звуков соответствуют характеристике звука и «содержат» в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. При этом образ, который возникает при рассматривании модели, ребенок сравнивает с образом, который у него создается при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. То есть ребенок оперирует образами, что возможно только при включении в работу многих мыслительных операций.

АНАЛИЗ - ребенок «раскладывает» артикуляционный аппaрaт на составные части и выделяет в артикуляционном аппарате те органы, которые принимают участие в произношении звука.

СИНТЕЗ - выделенные органы, принимающие участие в произношении звука, ребенок объединяет и наблюдает в момент произношения звука.

СРАВНЕНИЕ- сравнивает образ, который возникает при рассматривании модели, с образом, который у него появляется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

АБСТРАКЦИЯ - в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребенок оперирует не конкретными предметами, а образами.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ - в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребенок уточняет положение губ, кончика  языка, работу голосовых складок.

ОБОБЩЕНИЕ - все модели гласных и согласных звуков имеют свои отличительные признаки, которые легли в основу их объединения по этим признакам. Так, отличительный признак для гласных [а], [о], [у], [и], [ы], [э] - это прохождение воздушной струи через ротовую полость без препятствий. В артикуляционной классификации гласных звуков учитывается участие или неучастие губ. Так в артикуляции гласных звуков [о] и [у] активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем  выдвигаются вперед и округляются (лабиализованные),  а все остальные гласные нелабиализованные. Для согласных характерно образование в ротовой полости преград пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех   или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец в виде последовательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных звуков указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других, фонация отсутствует.

Анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и конкретизация формируются в деятельности при работе моделями и выступают как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причем первичным является  анализ-синтез на уровне чувственного отражения.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и т. д. Каждая мысленная операция может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.

Модели артикуляции звуков, способствуя развитию мыслительных операций, обеспечивают запоминание положения органов артикуляционного аппарата, соотношения между моделью и звуком. В исследованиях психологов(Г.  А. Урунтаева) имеются подтверждения, что память зазисит не столько от признаков, сколько от полноты восприятия, ведь для образования представлений недостаточно только пассивного созерцания, нужен его активный акт, установление соотношения между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность.

Модели артикуляции звуков легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы и быстро различимы. Это дает возможность их быстро запомнить и легко работать. Ведь чтобы воспринятые и осмысленные знания дети смогли воспроизвести, необходимо, чтобы, информация сохранилась в памяти. И здесь, как показал наш опыт, большую помощь может оказать применение моделей артикуляции звуков.

Другое немаловажное условие запоминания основано на способности осмысливать изучаемый материал. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную структуру, тем легче она потом припоминается. Сам процесс работы с моделями артикуляции звуков результат активной, практической деятельности. Применение же моделей артикуляции звуков при обучении детей делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Выполняя  работу по сопоставлению уклада органов артикуляционного аппарата с моделью, дети учатся думать, мыслить, анализировать.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы и средства создания образов                     (Г.А. Урунтаева), сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления. Воображение дошкольника превращается в особую интеллектуальную деятельность, развивающую творческие способности ребенка, что является бесспорным показателем возможности применения моделирования.

В заключение хочется предложить игровой материал с применением моделей артикуляции звуков, который помимо прямого назначения - развития фонематического слуха, формирования умения проводить звуковой анализ и синтез - помогает развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. (приложение)

Подготовила:

учитель-логопед

Давлетбаева Е.И.

Использованная литература:

  1. Акименко М.В. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  2. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. М.:Гном и Д. 2000.
  3. Ткаченко Т.А Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.:Гном и Д. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике"

Правильное артикулирование звука,уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука. В презентации представлены модели артикуляции звуков, задания  и игры дл...

«Использование моделей артикуляции звуков при исправлении звукопроизношения у детей».

     Наиболее часто встречаемый  речевой  дефект у дошкольников – это нарушение фонематического восприятия и артикуляционные расстройства. Незнание правильного уклада о...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков в коррекции речевых нарушений

В статье представлена методика использования  моделей артикуляции звуков для улучшения качества коррекционной работы по постановке звуков у  детей, имеющих речевые нарушения....