Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Как звук Р к нам попал»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zvuk_r_k_nam_popal_konspekt.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2»
Управление делами Президента Российской Федерации
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
с презентацией по теме:
«Как звук Р к нам попал»
Подготовил и провел:
Учитель-логопед
Высшей квалификационной категории
Булавина
Римма Владимировна
Москва
2021г.
Возрастная группа: подготовительная
Ведущая образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цели: развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Задачи:
Обучающие задачи: учить детей разгадывать ребусы, кроссворды, упражнять в чтении слов, подборе антонимов, согласовании существительных с глаголами; учить отвечать на вопросы полными ответами.
Развивающие задачи: совершенствовать все стороны устной речи (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь); развивать фонематический слух; развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать в детях добрые чувства, взаимопомощь, сопереживание в сложившейся ситуации, доброжелательность, отзывчивость, уважение к окружающим; развивать потребность в культурном общении.
Предварительная работа: знакомство со звуком и буквой Р.
Предварительная работа логопеда: подготовить презентацию, демонстрационный материал, раздаточный материал (карточки с кроссвордами).
Методы и приемы:
Наглядный: интерактивная доска – презентация, демонстрация звуковых карточек-схем, таблиц – ребусов.
Словесный: объяснения, вопросы, речевые проблемные ситуации.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, демонстрационный материал (презентация, звуковые схемы, таблица – ребус, домик согласных звуков), раздаточный материал (карточки с кроссвордами, простые карандаши).
Ход НОД
- Организационный момент.
1слайд (горы). Сегодня мы попадём в сказку о звуке и букве Р, мы узнаем о том, как звук Р к нам попал.
Послушайте присказку. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук Р. Расскажите об этом звуке, какой он: гласный или согласный? Звонкий или глухой?
Звук Р жил один, ему было грустно. Пролетала мимо ворона и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад№2, там все буквы и звуки живут в сказочных домиках, и дети научились их говорить». Обрадовался звук Р этому известию и отправился в дорогу. А мы будем смотреть и помогать звуку Р.
- Основная часть.
Итак, Звуку Р надо помочь перебраться через горы. Отправим ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук А. Какой слог получился? (РА) Далее с гласными Ы, О, У.
Получилось заклинание: РА - РЫ – РО – РУ. Произнесём его вместе.
2 Слайд (ворота). Расступилась гора, а за ней ВОРОТА. А за воротами жили звери.
Чтобы ворота открылись, надо сказать особые слова.
Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу – хорошие слова.
Зло – добро лень – трудолюбие
Трусость – храбрость грусть – радость
Жадность – доброта, щедрость.
Угадайте, какой зверь вышел навстречу звуку Р.
В названии этого хищника первый звук Ть, а последний – Р, кто это? (ТИГР) Какой гласный звук есть в этом слове? На котором месте стоит звук Р? Сколько всего звуков в слове ТИГР?
3 Слайд (тигр). Ворота открылись! А вот и ТИГР. Попробуем угадать названия других животных.
Соберите рассыпанные звуки: Ж Ы Р А Ф в слово. Название, какого животного у вас получилось? (ЖИРАФ).
4 Слайд (жираф). Верно.
- Ребус. Попробуйте угадать это зверя. Первый звук такой же, как в слове РАК, второй звук есть в середине слова ДЫМ, а третий звучит в конце слова ЛОСЬ. Кто, это? (РЫСЬ).
5 Слайд (рысь).
- Угадайте названия животных в словах с перепутанными слогами:
РА-ЗЕБ,
6 Слайд (зебра).
РУ-КЕН-ГУ.
7 Слайд (кенгуру).
- Подберите слова-названия животных к их звуковым схемам РЫСЬ, ТИГР, ЗЕБРА, ЖИРАФ, КЕНГРУ.
С кем подружился звук Р? С тигром , с рысью, зеброй, кенгуру.
Идёт звук Р дальше, навстречу ему летит ВОРОТА. Ой, я другое слово хотела сказать! Вы догадались, какая птица повстречалась звуку Р? Какие звуки заблудились?
8 Слайд (ворона).
Ворона просит нас прочитать свои любимые слова. (Чтение по таблице).
Физминутка. А сейчас давайте поиграем в игру «Путаница», проверим, кто внимательный. (Дети выполняют инструкции логопеда, а не показываемые движения).
9слайд (указатель). Пошёл звук Р дальше. Видит – стоит указатель, прочитаем, что на нём написано. «Направо пойдёшь – к дракону попадёшь, налево пойдёшь – в Рыжий город попадёшь». Зук Р решил идти направо, куда он попадёт?
Слышит звук Р чьи-то рыдания. Это плакали сказочные герои, потому что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их имена без этого звука, а вы догадайтесь, кто это.
БУ_ АТИНО,
10 Слайд (Буратино).
К _ ОКОДИЛ ГЕНА,
11 Слайд (Крокодил).
ПЕТ _ УШКА,
12 Слайд (Петрушка).
ЧЕБУ _ АШКА.
13 Слайд (Чебурашка).
Какой звук похитил Дракон? Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать, и чтобы все его боялись.
14 Слайд (Дракон).
Он такой, потому что у него нет настоящих друзей.
Давайте скажем Дракону, каким он должен стать, чтобы у него появились друзья (добрым, весёлым, ласковым, вежливым…)
Мне кажется, что Дракон стал добрее. Он вернул сказочным героям звук Р и подружился с ними.
«Куда же мне идти дальше?» - спросил звук Р у Дракона. «Вы узнаете волшебную дорогу, - сказал Дракон, - если отгадаете мои загадки и впишете отгадки в кроссворд.
15 Слайд (кроссворд).
- Роет, роет, ход подземный строит.
Роет, строит ловко
Спальню и кладовку.
- И у мам, и у ребяток
Вся одежда из заплаток,
Ну, а шея подъёмного крана
Длиннее.
- Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка – в руке,
Ниточка – в реке.
4)Серая хохлатка – детей с полдесятка.
Квохчет, хлопочет, детей созывает,
Всех под крылья собирает.
5)Кто растёт в лесу у дорожки?
Есть у них и шляпки, и ножки.
6)В воде она живёт – нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
Давайте прочтём слово-подсказку, которое появилось в нашем кроссворде сверху вниз.
22 Слайд (город).
По волшебной дороге - радуге звук Р пришел в Рыжий город.
Я расскажу о нём, а вы запоминайте слова со звуком Р.
В этом удивительном городе всё было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам, впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков.
Назовите слова со звуком Р.
- Рефлексия НОД.
Тут налетел рыжий ветер, он поднял звук Р, закружил и принёс его к нам.
23Слайд(звук Р). Выставить домик согласных звуков .
Давайте покажем звуку Р домик, в котором он будет жить. Какого цвета этот домик? Какие звуки в нём живут?
Вот так Звук Р попал к нам, он благодарит вас, ребята, за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Поможем бабушке Федоре"
В интересной форме дети закрепят знания о посуде, ее видах. назначении и роли в жизни человека. Закрепят умения составлять описательный рассказ о посуде по схеме, поупражняются в сер...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по Образовательной Области "Речевое развитие" по теме "Звук "С" для детей средней группы.
Знакомство со звуком"С" и произношение его в словах, слогах и фразах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.
Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.
Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Мир добра и зла по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» в подготовительной к школе группе
Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»на тему «Мир добра и зла по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»в подготовительной к школе группе...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области: "Речевое развитие" на тему: "Дары осени" для детей 4-5 лет
Цель помещаемого материала: развитие речи детей, обогащение чувствительного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, развитие фонематического слуха, обогащение словаря детей, за...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Слова-друзья».
laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимани...