Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Конспект фронтального занятия по формированию у детей подготовительной к школе группы лексико-грамматических категорий и связной речи
Тема: Поздняя осень. Обучение составлению рассказа-описания.
Цель занятия: подготовить детей к составлению рассказа-описания на материале лексической темы «Осень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnoe_zanyatie_rasskaz-opisanie.doc | 799 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по формированию у детей подготовительной к школе группы лексико-грамматических категорий и связной речи
Дата:
Тема: Поздняя осень. Обучение составлению рассказа-описания.
Цель занятия: подготовить детей к составлению рассказа-описания на материале лексической темы «Осень».
Задачи занятия:
Обучающие задачи:
- закреплять и уточнять знания детей об осени и ее признаках;
- обучать адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы, в структуре простых и сложных распространенных предложений.
Развивающие задачи:
- развивать умения составлять описательный рассказ с опорой на ряд заданных слов;
- активизировать словарь прилагательных;
- активизировать словарь антонимов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру коммуникации;
- умения адекватно оценивать собственную деятельность.
Коррекционные задачи:
- устранять ошибки, связанные с определением главных и второстепенных членов в структуре простых и сложных фраз;
- предупреждать нарушение связи слов на уровне согласования и управления.
Речевой материал: осень, дождь, лужи, ветер, обитатели, животные, листья, урожай; черный, сильный, желтый, красный, оранжевый, мелкий, глубокий, огромный, далекий, короткий-длинный, холодный-теплый, цветущий-увядающий, яркое-тусклое.
Оборудование: предметные картинки, сюжетная картина, карточки со словами, фланелеграф.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I.Организационный момент (3 мин) | - Ребята, давайте начнем наше занятие. Сейчас сядет тот, кто назовет слово, противоположное по смыслу. Логопед называет признаки лета, а дети признаки осени. - Длинный день; теплый ветер; ясное утро; теплый дождь; цветущие клумбы; яркое солнце; одетые в листву деревья. | Дети по очереди называют слова-антонимы в соответствии с признаками, присущими осени. - Короткий день; холодный ветер; пасмурное утро; холодный дождь; увядающие клумбы; тусклое солнце; голые деревья. |
II. Основная часть (25 мин) | 1.Предварительная работа по составлению описательного рассказа. - Ребята, какое сейчас время года? - Почему вы так считаете? Посмотрите картинки, которые лежат на ваших столах и ответьте на мой вопрос.
2. Составление описательного рассказа по картинке «Осень». Логопед собирает у детей иллюстративный материал, с опорой на который они составляли предложения. Иллюстрации (представленные ранее) закрепляются на фланелеграфе, под ними помещаются карточки с опорными словами, словосочетаниями: картинка со словами скрылось, черные тучи; картинка со словами сильные и холодные; картинка со словами желтые, оранжевые и красные; картинка со словами проливные, холодные; картинка со словами мелкие и глубокие; картинка со словами огромные стаи, теплые, далекие края; картинка со словами обитатели леса, запасы корма, норы; картинка со словом урожай; картинка со словами красивое время года. - Сейчас вместе с вами составим рассказ об осени. Составляя рассказ, мы будем пользоваться картинками и карточками со словами. Давайте прочитаем эти слова (при необходимости отрабатываются слова со сложной слоговой структурой) - Ребята, рассмотрите первую иллюстрацию, составьте по ней предложение. Пользуйтесь словами, которые записаны на карточках (аналогично проводится работа по составлению следующих предложений. В результате у детей должен получится следующий текст: Наступила осень, солнце скрылось за черными тучами. Дуют сильные и холодные ветра. С деревьев опадают желтые, оранжевые и красные листья. Идут проливные, холодные дожди. Всюду мелкие и глубокие лужи. Птицы собираются в огромные стаи и улетают в теплые, далекие края. Обитатели леса готовятся к зиме. Животные делают запасы корма, подготавливают свои норы. С полей и огородов люди убирают весь урожай. Осень очень красивое время года. 3. Динамическая пауза. - Ребята, пора немного отдохнуть, сделаем гимнастику. Мы листики осенние. (Плавное покачивание руками над головой) На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. (Подуть на ладошки, развести руки в сторону) Мы летели, мы летели (Плавное покачивание руками над головой) И на землю тихо сели. (Опустить руки на колени) 4. Составление описательного рассказа по картинке «Осень» (продолжение) - Ребята, давайте прослушаем рассказ, который мы вместе составили. (заслушивается рассказ 3-4 детей) | - Сейчас осень. Дети рассматривают картинки и по очереди составляют по ним предложения, которые затем будут использованы при построении описательного рассказа: - Сейчас осень, потому что листва на деревьях пожелтела./ Сейчас осень, потому что с деревьев опадает листва. - Сейчас осень, потому что дуют ветра. - Сейчас осень, потому что идут дожди. - Сейчас осень, потому что птицы улетают на юг. - Сейчас осень, потому что дикие животные готовятся к зиме/делают запасы на зиму. - Сейчас осень, потому что пасмурное небо/черные тучи/не видно солнца. - Сейчас осень, потому что люди собирают урожай. Дети сопряжено читают слова, записанные на карточках. - Наступила осень, солнце скрылось за черными тучами. Дети составляют рассказ по цепочке. Повторяют движения за логопедом. Отвечает 3-4 ребенка по желанию. |
III. Заключительная часть (2 мин) | - Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? - Что мы делали на занятии? - Вам нужно оценить свою работу на занятии. Зеленый лист означает «отличная работа»; желтый лист «хорошая работа»; красный лист означает «нужно еще постараться». Оцените себя, как вы работали на занятии и выберете подходящий лист. Опросить каждого ребенка, уточнить почему он оценил себя именно так. | - Мы говорили об осени, о ее признаках. - Мы составляли рассказ об осени. Дети оценивают свою работу на занятии, выбирают соответствующий лист. Комментируют свой выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"
Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."
Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".
Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»
Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»
уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...