"Игры для развития речи "
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Оксана Павловна Зуева
Картотека игр для развития речи и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.pptx434.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРЫ СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНТКОВ Зуева Оксана Павловна, воспитатель МБДОУ «ДС 64 «Солнечный зайчик»

Слайд 2

Придумай слова Игра способствует развитию воображения и речи. Расширяет словарный запас ребенка Правила игры: Нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита. Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди. Думай быстрее! Игра способствует развитию внимания, речи Необходимый инвентарь: мяч. Правила игры: Вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть вам мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель — диван; ягоды — клубника и т. д. В эту игру можно играть на улице в компании. Дома мяч лучше катать.

Слайд 3

Один много Игра способствует развитию внимания, речи Необходимый инвентарь: мяч. Правила игры: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе, ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например: яблоко — яблоки, город — города. Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например :У меня нет яблока. — У меня нет яблок. Я вижу дом. — А я вижу дома. Расскажи мне.. Игра способствует развитию, речи, пространственной ориентации Расскажите ребенку, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на ваши вопросы. Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется?» и т. п. Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

Слайд 4

Составь предложение Игра способствует развитию речи, воображения Предложите ребенку составить предложение из выбранных слов. Например, «река, дом, белый» — «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Начинайте с небольшого набора—количество слов не должно быть больше трех. Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания. Отгадай по описанию Игра способствует развитию речи, воображения Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч).Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п. Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

Слайд 5

Отгадай по действию Игра способствует развитию речи, воображения Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус), «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т. п. Поменяйтесь ролями—ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете. Противоположности Игра способствует развитию речи, воображения Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого в конце игры наберется больше фишек. В первой части игры составляются пары—имена существительные, затем—прилагательные, глаголы и наречия (огонь—вода, умный—глупый, закрыть—открыть, высоко — низко).

Слайд 6

Хорошо и плохо Игра способствует развитию речи, воображения. Развивает мышление Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты или поступки у героев сказок. Например: ♦ Сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, — это плохо. ♦ Сказка «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо. Вершки и корешки Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами.

Слайд 7

Найди два слова Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса Предложите ребенку найти два слова, прячущихся в одном: листопад {листья, падать), самолет (сам, лететь), вертолет (вертеть, лететь), огнемет {огонь, метать) и т. п. Сочини сказку Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия. Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п. У нас с моей старшей дочерью есть любимая героиня—черепаха Зина. Мы ее выдумали сами и перед сном придумываем разные истории про нее. Это заменяет традиционное чтение сказки на ночь и помогает в легкой форме найти выход из разных ситуаций.

Слайд 8

Слова Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса ребенка Эта не хитрая игра может вам с ребенком скрасить ожидание в транспорте, в очереди, да и просто развлечет на прогулке. Правила игры: вы вместе с ребенком поочереди произносите вслух слова так, чтобы каждое следующее слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее. Усложняя правила, предложите называть только имена или только города и т. д. Укрась слово Игра способствует развитию воображения и речи, расширяет словарный запас Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например, дерево—оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только попять к каждому слову Эта игра отлично подходит и для детского коллектива, даже если дети разного возраста.

Слайд 9

Что, где, когда Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения Необходимый инвентарь: мяч. Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например: ♦ Где растут листья? (На ветках или на деревьях.) ♦ Где живут рыбы? (В реке, в море.) ♦ Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.) ♦ Когда снег тает? (Весной.) Я быстрее Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся вне котором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победиттот , кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель...

Слайд 10

Полезные прятки Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жила-была девочка София. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала София, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом». Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась. А можно взять любую игрушку и разыграть прятки с ней. Потом поменяйтесь ролями — пусть ребенок прячет игрушку и рассказывает. Подумай и назови Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его капайкой . Лопата копает, значит, мы назовем ее копалкой. Лейка — поливалка . Ноги — ходилки » и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....