Формирование навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Параскова Елена Дмитриевна

Формирование навыка пересказа необходимо для формирования связной речи.   При пересказе совершенствуется произношение, структура речи, усваиваются нормы построения предложений и текста в целом. Развитие навыка пересказа зависит от общего уровня познавательного развития.         

В статье освещаются и раскрываются следующие темы:

1. Формирование пересказа у детей разных возрастных групп

2. Особенности пересказа у дошкольников коррекционных (логопедических) групп

3. Классификации пересказов

4. Работа по формированию навыков пересказа у детей с ОНР

5. Классические требования к анализу детских пересказов

6. Приемы работы над текстом произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_pereskaza.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи

Пересказ  - это связное изложение прослушанного текста,                                        - это средство развития речи на основе образца,                                                 - это осмысленное воспроизведение текста в устной речи,                                        - это сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, его память, воображение.                                                                         Формирование навыка пересказа необходимо для формирования связной речи.         При пересказе совершенствуется произношение, структура речи, усваиваются нормы построения предложений и текста в целом.

Формирование пересказа у детей разных возрастных групп

Развитие навыка пересказа зависит от общего уровня познавательного развития.                 В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.                                                                                                        Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»). Запоминанию произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок.                         На пятом году начинается овладение монологической речью. Но самостоятельный, связный и последовательный пересказ еще не доступен. Способность к передаче содержания развивается позднее, чем его понимание.                                                Способность логично и связно пересказывать воспринимаемый текст формируется к 5 - 6 годам. К этому возрасту дети овладевают умением строить программу высказывания. В пересказе они адекватно отражают действия и отношения героев, выстраивают логичный сюжет, точно передают структуру первичного текста.                                                                        В 5 - 6 лет ребенок научается планировать свои действия в уме. Усваивает закономерности смысловых и языковых связей слов в предложении и предложений в тексте. Происходит совершенствование связной монологической речи. Ребенок самостоятельно может воспроизводить содержание небольших текстов, сказок, рассказов, мультфильмов, описывать события, произошедшие недавно и давно, свидетелем которых он был. У ребенка возрастает стремление передать свое высказывание так, чтобы оно было понято и правильно воспринято слушателем.                                                 На седьмом году жизни речь ребенка характеризуется точностью, развернутостью, логичностью, последовательностью. В этом возрасте доступен пересказ содержания небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сказки.

Особенности пересказа у дошкольников коррекционных (логопедических) групп

Формирование связной речи, обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных проблем коррекционной педагогики.                        Формирование монологической речи необходимо для преодоления речевого недоразвития, для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.                Воспитанники коррекционных групп – это дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом, имеющие речевую патологию, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (относящихся к звуковой и к смысловой стороне речи).

У детей отмечаются специфические особенности и недостаточная сформированность связной речи.         При пересказе текста дети не всегда понимают смысл прочитанного, опускают важные для изложения детали, звенья событий, действующих лиц, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова.                        Воспроизводимые тексты отличаются отсутствием четкости, нарушением временных и причинно-следственных связей, отрывочностью.                                 В пересказе возникают пропуски, искажения, перестановки материала и пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала.                                                 Ребенок не умеет самостоятельно вычленять описание, сравнение и опускает их, от этого его пересказ становится схематичным, обедненным. Поэтому в его активный словарь поступает не весь языковой материал произведения.                                 Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи.                                 Характерными являются аграмматизмы: ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам; при согласовании числительных с существительными; прилагательных с существительными в роде и падеже.                                 Они ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Часть детей способна лишь отвечать на вопросы вместо четкого, последовательного воспроизведения прослушанного текста.                                                                                 При построении предложений дети часто опускают предлоги. Затруднения вызывают употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Не понимают смысл этих предлогов и не используют их в речи.                                                                 Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. У детей снижены вербальная слухоречевая память и продуктивность запоминания.                         Часто пересказ детям дается с большим трудом.

Классификации пересказов

По объему текста:

- Подробный пересказ (Формирование умения последовательно, логично и структурно пересказывать близко к тексту);                                                                                 - Краткий или сжатый (Формирование умения выделять главные мысли в произведении и кратко передавать его содержание, соблюдая структуру повествовательного высказывания)

По содержанию текста:                                                                                 - полные;                                                                                                 - выборочные;                                                                                         - пересказ с перестройкой текста (Формирование умения пересказывать знакомые произведения от другого лица, от лица разных героев)                                                        - творческий пересказ (исходный текст изменяется, дополняется самостоятельным текстом, созданным автором пересказа, придумываются последующие события, при сохранении структуры повествовательного высказывания).

По степени знакомства с исходным текстом:                                                         - пересказ «незнакомого, т. е. воспринятого впервые текста»;                                         - пересказ знакомого, уже известного текста.

Работа по формированию навыков пересказа у детей с ОНР

         Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности. Эффективна предварительная работа по подготовке пересказа, анализы воспроизведенных текстов.

Важно правильно подобрать произведение для пересказа. При подборе текста важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению.

        В структуру занятий по обучению пересказу входит:

 1. организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений;

 2. чтение текста без установки на пересказ;

3. разбор текста в вопросно-ответной форме, беседа по содержанию, словарная работа, упражнения на усвоение и закрепление языкового материала;

4. повторное чтение текста с установкой на пересказ;

5. пересказ текста детьми;

6. анализ детских пересказов.

1. Начало занятия (организационная часть).  Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей, создание интереса к занятию, подготовка их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; краткая вступительная беседа, показ картинок, уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др.).

2. Первичное чтение произведения.  Сообщаются название, автор. Текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию произведения.

         3. Беседа по содержанию прочитанного произведения направлена на анализ и запоминание текста.

Цель – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть во внутренние связи, которые они не могут раскрыть сами, понять идею произведения, выделить основные части повествования.

Разбор содержания текста целесообразно проводить в вопросно-ответной форме:

         - «содержательный» разбор - вопросы составить так, чтобы отразить действия, последовательностиь определить действующие лица и детали повествования.  

«языковой» (лексический) разбора текста - выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, языкового материала, ключевых слов, образующих основное «содержательное ядро» рассказа. Воспроизведение детьми слов и словосочетаний, сравнительных конструкций из текста облегчает им последующее составление пересказа.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Собственно пересказы детей.  В процессе пересказа взрослый пользуется приемом отраженной речи, подсказывает нужные слова и фразы, исправляет лексические и грамматические ошибки. Иногда достаточно повторить последнюю сказанную ребенком фразу, чтобы он продолжил свой рассказ. Такой прием помогает рассеянным детям.

Классические требования к анализу детских пересказов:

Анализ составленных пересказов детей старшего дошкольного возраста оценивается по критериям:

а) понимание содержания излагаемого;

б) самостоятельность пересказа;

в) полнота передачи содержания текста, смысловая целостность;

 г) последовательность изложения;

д) плавность изложения, наличие смысловых пропусков, повторов;

е) лексико-грамматического оформления высказывания;

ж) правильность оформления высказываний, особенности фразовой речи.

з) удачная замена отдельных слов текста синонимами, использование слов и оборотов авторского текста;

и) правильный ритм, отсутствие длительных пауз.

Опираясь на опыт формирования пересказа различных авторов, коллег учителей-логопедов, очевидно, что для повышения эффективности запоминания, усвоения вербального материала используются различные виды опор, опорных сигналов:

- двигательные или моторные (сопровождение воспроизводимого текста движениями),  

- зрительные или визуальные (рисунки, символы, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы, цветообозначения, схемы, схематические картинки,  графические схемы).

Пересказ с помощью зрительных опор активизирует слуховое и зрительное внимание ребенка. Позволяет лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

- Пересказ  текста с опорой на сюжетные картинки. Иллюстрации с последовательно разворачивающимися действиями: началом, кульминацией и развязкой. Разложенные в нужном порядке, они служат ребенку планом для рассказа и облегчают его составление.

- Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация (разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер).

- Картинно-графический план должен отражать содержание текста последовательно. Все графические объекты ребенок должен легко узнавать. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

- Как работать с текстом по мнемотехнике?

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

 3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

Приемы работы над текстом произведения 

Для совершенствования детских пересказов используются приемы:

• беседа по произведению (она выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

• выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;                                                                                -  Можно   разложить в логической последовательности перемешанные иллюстрации к произведению                                                                 -     Можно раздать детям картинки и предложить вставить их на демонстрационное полотно в нужный момент коллективного рассказа

• Можно выделить из текста фразу к каждой картинке;

• Придумать дополнительную, недостающую картинки к отдельным фрагментам текста;

• Используется частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц).

•         Составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

  • подсказ слова или фразы. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);
  • пересказ по цепочке;
  • пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог;
  • пересказ по ролям (в лицах).
  • передача текста от первого лица или лица разных его героев
  • игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора)
  •  пересказать текст подробно;
  •  пересказать текст кратко.
  •  самостоятельно в логичной последовательности разложить серию сюжетных картинок;
  •  составить пересказ по серии сюжетных картин, по одной сюжетной картине;
  •  составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;
  •  пересказ рассказа с использованием опорных сигналов.

        При выборе материала для пересказа учитываются возрастные особенности детей, их речевые возможности, конкретность сюжета, красочность предложенных картинок или предметов. Рекомендуется использовать тексты, соответствующие возрасту детей.

Нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств, зрительных или двигательных опор, опорных сигналов (все виды наглядности, моделирование плана высказывания).

Обучение пересказу используется в старшей и подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщенно, объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году.

Таким образом, важнейшим приемом, способствующим усвоению содержания произведения и развитию монологической речи детей, является пересказ. Пересказ текста играет значительную роль в общем развитии ребенка. Является основным видом монологической речи, которому необходимо обучать детей с целью подготовки к школе. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

«Формирование навыков общения у детей с общим недоразвитием речи"

В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленн...

Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи по обучению детей пересказу, показатели развития связной речи, алгоритм структуры занатия....

Консультация для педагогов: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи с помощью ИКТ»

Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы кор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...