Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии

Учителя–логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику. К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому логопеды часто обращаются к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д.10

Тел. 541-90-32, факс: 8-495-549-04-77, e-mail: vidnoe.school7@yandex.ru

ОКПО 45679207, ОГРН 1035000908909, ИНН 5003021551, КПП 500301001

Консультация для педагогов

«Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения

артикуляционной гимнастики»

Подготовила:

педагог-психолог

Лебедева С.Б.

Видное, 2023 г.

«Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения

артикуляционной гимнастики»

Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

    Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе. Наиболее распространенным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков в речи. Логопедическое воздействие на детей с речевой патологией осуществляется в несколько этапов.

      Одним из первых этапов, способствующим формированию правильного звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Учителя–логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику. К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому логопеды часто обращаются к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.

     Ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии – Ястребова А.В и Лазаренко О.И. – отмечают, что совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

     Элементы биоэнергопластики отражены и в системах развития интеллекта методами кинезиологии - науки о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Это еще один важный аргумент в пользу использования биоэнергоплатики, так как под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. При этом совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

    Биоэнергопластика - это метод нейростимуляции, предполагающий совместное движение рук и органов артикуляции.

 Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – это плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

     Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп.

     Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу.

     Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.

     Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. На первом этапе дети знакомятся с артикуляционным упражнением, выполняя его перед зеркалом. На втором этапе к артикуляционному упражнению добавляются движения ведущей рукой, зрительная опора убирается. Постепенно в работу включается вторая рука, и артикуляционное упражнение сопровождается двумя руками.

      Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью коррекционной логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства.

                                                  Используемые источники

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. 240 с.
  2. Вавинова Е.В. Нейростимуляция на коррекционно-развивающих занятиях с детьми. URL: https://psy.su/feed/7193/ (дата обращения: 22.10.2023)
  3. Крупенчук О.И. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика. «Литера», 2020. 63 с.
  4. Телепнева Н. А., Маслова И. Н., Гребенюк И. И. Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). С. 117-119. URL: https://apni.ru/article/1093-ispolzovanie-elementov-bioenergoplastiki  (дата обращения: 22.10.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.

В предлагаемом материале рассмотрены основные подходы к проведению артикуляторной гимнастики, её значение для формирования правильных артикуляторных укладов звуков. Описаны упражнения биоэнергопластик...

Буклет для педагогов ДОУ на тему "Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"

Красочный буклет содержит ключевую информацию о применении биоэнергопластики на занятиях по развитию речи: значение термина, преимущества технологии, этапы работы....

Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика &nda...

Консультация "Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"

quot;Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"...

Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Правильная речь — одно из важных условий всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познани...

Консультация для педагогов "Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"

Ознакомление педагогов с инновационной здоровьесберегающей технологией "Биоэнергопластика", описание приципа, преимуществ и особенностей практического использования метода, а также поэтапног...