Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии
Правильная речь — одно из важных условий всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika.docx | 113.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 «Одуванчик» г. Светлоград
Составил учитель-логопед: Стрельникова Т.С.
Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Правильная речь — одно из важных условий всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.
В современной литературе описаны приемы развития мелкой моторики у детей, в том числе с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Логопеды в своей работе применяют артикуляционную гимнастику, которая включает совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными.
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
Планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает пять этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции. После обследования подбираются комплексы упражнений с учетом нарушенных звуков.
На втором (подготовительном) этапе ребенка индивидуально знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Т. о. ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их.
На третьем (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребенка. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Нужно добиваться, чтобы движения кисти руки были раскрепощенными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрялась.
На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата.
Учитель-логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями руками.
На пятом (заключительном) этапе логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Список использованной и рекомендуемой литературы
• Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.
• Бушлякова Р. Г., Вакуленко Л. С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.
• Лозбякова М. И. Учимся правильно и четко говорить: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
В предлагаемом материале рассмотрены основные подходы к проведению артикуляторной гимнастики, её значение для формирования правильных артикуляторных укладов звуков. Описаны упражнения биоэнергопластик...
Буклет для педагогов ДОУ на тему "Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"
Красочный буклет содержит ключевую информацию о применении биоэнергопластики на занятиях по развитию речи: значение термина, преимущества технологии, этапы работы....
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика &nda...
Консультация "Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"
quot;Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"...
Консультация для педагогов "Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"
Ознакомление педагогов с инновационной здоровьесберегающей технологией "Биоэнергопластика", описание приципа, преимуществ и особенностей практического использования метода, а также поэтапног...
Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Учителя–логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику. К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому логопе...