Методическая разработка Профилактика дисграфии и дислексии
методическая разработка по логопедии

Радченко Оксана Николаевна

Методическая разработка показывает, как до начала обучения в школе избежать неуспеваемости в школе по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disleksii_i_disgrafii.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий

Пояснительная записка

Актуальность

  • Дети с Общим недоразвитием  речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий
  • Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации
  • Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте

Для успешного овладения чтением, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки:

  • Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.
  • Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.
  • Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.
  • Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.
  • Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

Учитывая, что у детей с речевыми нарушениями комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно – несформированность речевых и неречевых предпосылок овладения чтением и письмом. В связи с этим работа по профилактике дислексии в условиях нашего детского сада была направлена на формирование не только речевых, но и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих процесс овладения чтением.

Особое место занимает развитие психических неречевых функций:

  • Мышления;
  • Слухового и зрительного внимания;
  • Всех видов памяти;
  • Пространственно-временных ориентировок;
  • Психомоторных функций;
  • Конструктивного праксиса

        Работу мы начинаем с развития слухового внимания, памяти и ритмического чувства. Для этого используем следующие упражнения:

  • «Скажи, что ты слышишь?» (звуки окружающего мира – кашель человека, звон ключей, скрип дверей, шум машин (альбом «Слушать интересно» О.Суховой)).
  • «Кто что услышит?» (за ширмой – лает собака, чирикает воробей, мычит корова).
  • «Тихо – громко» (с бубном – под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут).
  • «Улавливай шёпот» (дети сидят в кругу, взрослый голосом обычной громкости просит выполнить движение, а затем шёпотом произносит имя того, кто выполняет движение).
  • «Отхлопай так же» (повторить ритм)

        В процессе работы над развитием зрительного гнозиса, внимания, памяти, оптико-пространственных представлений сначала проводим работу по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине предметов:

  • Просим ребёнка назвать, что нарисовано на картинке;
  • Разделить карточки по группам, относительно лексических тем – «животные», «птицы», «обувь», «транспорт», «головные уборы»;
  • Найти предмет нужной геометрической формы (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат);
  • Выбрать ряды с одинаковыми фигурами;
  • Найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях;
  • Угадать контур предмета, изображенного на картинке;
  • Найти силуэт к каждому изображению;
  • Найти отличия на картинках;
  • Назвать предметы, наложенные друг на друга;
  • Выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, цвету, величине, групповой принадлежности);
  • Найти одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;
  • Отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;
  • Найти ошибки на картинке «Что неправильно хотел изобразить художник?
  • Отыскать «спрятанные изображения; сопоставить форму изобржения с геометрической фигурой;
  • Соединить части одной картинки или фотографии (пазлы, разрезанное изображение);
  • Узнать, что нарисовано по деталям;
  • Ответить, какой картинки не стало;
  • Правильно найти выход из лабиринта;

        Игры с движениями так же способствуют развитию зрительного внимания, памяти, наблюдательности:

  • Кто больше увидит и запомнит предметы заданного цвета;
  • Смотри и исполняй (водящий показывает 2-3 движения, дети должны воспроизвести в той же последовательности).
  • «Зеркало» (копировать позу водящего).
  • Посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;

Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят:

  • Показать и правильно назвать верхние части тела человека н картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, глядя в зеркало, затем без подсказок.
  • Показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;
  • Вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно делать верхними, а затем нижними частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны.
  • Узнать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и обозначить названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева и справа)
  • Выполнять заданные взрослым движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба;
  • Продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны;
  • Дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха и т.д.
  • Назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок
  • Не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего;
  • Без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три назад и четыре вправо;
  • Нарисовать на бумаге или на доске фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;
  • Карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;
  • Японская игра «Судоку»

        Так же на груповых занятиях отрабатывают навыки употребления пространственных предлогов (за, над, под, перед, около, на, в, из-за) и понимания слов с противоположным значением (антонимов).

Д.Б. Эльконин доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа [53], который является составляющей фонематического восприятия.

Говоря о фонематическом восприятии, необходимо понять зависимость между такими понятиями как фонематическое восприятие и фонематический слух. Четкого разграничения этих понятий нет, а ученые в основном указывают на их взаимосвязь. Так, профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» [8]. Фонематическое восприятие автор рассматривает как  «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» [8]. В основе фонематического восприятия, по мнению Л.С. Волковой, лежит фонематический слух.

М.Е. Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которые являются основным качеством человеческого слуха». Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов [49].

•        Во время теоретического изучения  работ таких ученых как Л.С. Волкова, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркина , Н.Х. Швачкин и др. были определено, что фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, которое обеспечивается уровнем развития фонематического слуха и фонематического восприятия. Это происходит тогда, когда ребенок начинает сравнивать свою несовершенную речь с речью старших в повседневном общении. Однако для овладения чтением и письмом (при нормативном развитии) необходимо формировать фонематический слух, при котором ребенок смог бы производить анализ звуковой стороны речи (делить слово на составляющие звуки, устанавливать порядок звуков в слове и т.д.), то есть формировать фонематическое восприятие.

•        Фонематическое восприятие формируется в период от года до пяти лет, являясь первой ступенью к звуковому анализу, который формируется в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие предполагает способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно.

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки осознанного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, – но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

        Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слова.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа слов

        При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.

        Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трёх цветов: красные обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

        Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предъявляемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать для анализа:

  • Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю,   в этом случае
  • С Ъ и Ь,                                                                написание слова 
  • Со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З         расходится с его 

на конце слова и в середине перед согласными                    произнесением.

Последовательность обучения элементарным формам звукового анализа

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л: лампа, ландыш, ласточка, луна.

ЛЬ: лимон, лиса, липа.

М: мак, мама, маска, масло.

МЬ: мир, миска, мишка.

Н: нож, носки, ноты, нос, номер.

НЬ: нитки, низ, няня.

Слова с глухими согласными звуками в конце слова (для определения последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

Слова для полного звукового анализа

Анализ ряда типа: ау, уа.

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ам, ох.

Слова из двух открытых слогов: мама, папа, зубы, ива, уши.

Слова из двух слогов со стечением согласных:  аист, утка, овцы.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, зонт, куст, мост, лист.

Слова из трёх открытых слогов: корова, лопата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

   Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...

Профилактика дисграфий и дислексий у детей с ТНР.

Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилакти...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  старшего дошкольного возраста с ТНР»...

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Методическая разработка: "Использование игр и игровых упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе логопеда".

Методическая разработка: "Использование игр и игровых упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе логопеда". Для современной общеобразовательной школы характерна катастро...