Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
статья по логопедии на тему
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Введение
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Развитие речи - это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости в своих силах.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребёнка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная действительность мысли»).
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако, даже, если речь ребёнка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4 – 5 лет завязывание шнурков вызывает у ребёнка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача, значит, и этот ребёнок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете малыш хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к этому моменту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков ( в том числе, и навыков письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая, роль в выполнении этой задачи принадлежит семье, ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьёй.
Исследования психологов и физиологов доказали, что в начале обучения письму дети сосредотачивают своё внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого элемента. Они не видят в буквах элементов, и не могут выделить из них целой буквы. На первом этапе ребёнок обязательно должен осознавать не только, что «нужно писать какую-то букву», но и « как это сделать» правильно, в соответствии с требованиями и задачей действия. Характерной особенностью письма в это время является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует безотрывного написания буквы, а тем более слога или слова, ребёнок не может выполнить это требование. И, конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройствами моторики, с отклонениями в состоянии здоровья.
При соблюдении гигиенических правил обучения письму у ослабленных детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма – писчий спазм при сохранности остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки в полном объёме. Для писчего спазма характерно неравномерное распределение тонуса мышц, участвующих в акте письма (дистония), возникает спазм (тоническое напряжение) отдельных мышц, боль распространяется по всей руке; пальцы, удерживающие ручку, принимают неестественное положение, и акт письма становится невозможным.
Поэтому, если ребёнок жалуется на боль и дрожь в пальцах, или у него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его от всех нагрузок на пальцы – письма, рисования. Надо дать пальцам полностью расслабиться и, лишь потом, снова медленно и постепенно подключать ребёнка к нагрузкам. Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. так для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы, способствующие развитию уверенности в своих силах, для других – дающие полезное направление выходу их детской энергии.
Незрелость кинестетического контроля тонких движений руки, мышечного суставного чувства не усложняет освоение навыков письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна готовность руки ребёнка к школьному обучению.
Развитие моторики у дошкольников с нарушениями речи
У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как подсказывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдается у них с самого раннего возраста. Эти дети, при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики, позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба и т.д.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др.
Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребёнка. Это характерно в основном для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием и некоторыми другими недостатками речевого развития. В большинстве же случаев для детей со сложными речевыми дефектами отставание в развитии двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всех лет пребывания ребёнка в школе.
Более того, недостатки моторики без соответствующей координационной работы закрепляются и остаются на всю жизнь, о чём свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ. Проводимое учёными на протяжении ряда лет системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Несформированность крупной моторики (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и трудовых операций, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие пальцев моторики выступает при выполнении детьми специальных проб.
Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, невнятности речи.
Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой и двигательной системами организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка.
Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушениями речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию всех сторон (компонентов) двигательной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.
Целенаправленная работа по коррекции психомоторики необходима не только при явных нарушениях в двигательной сфере, но и в случаях незначительных, малозаметных особенностей в психомоторном развитии ребенка, а также в профилактических целях для предупреждения отклонений моторики, особенностей психического и речевого развития детей группы риска, часто болеющих.
В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с нарушением речи особое значение должно придаваться работе по развитию моторики кисти, ручной ловкости. Тренировка тонких движений пальцев не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей.
Таким образом, пальцевые упражнения, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией. В случаях затруднения и овладения тонкими ручными действиями, ребенок будет нуждаться в дополнительном обследовании двигательной сферы, с целью организации коррекционно-педагогической работы с ним по индивидуальной программе. Такой подход к коррекции и развитию тонкой моторики дошкольников с нарушением речи позволяет успешно совершенствовать двигательную сферу детей, развивать зрительно-пространственные координации, активизировать познавательную речемыслительную деятельность.
Игры для развития речи, мелкой ручной и общей моторики
Игры с мячом известны с древних времён. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие. Однако опросы родителей за последние 3 года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно, не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли в основном футбол.
Необходимо использовать мяч в играх с детьми логопедической группы и обратить внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Помогает разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движения.
- Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.
Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Игры с мелким материалом:
- игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры;
- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;
- игры со спичками( без головок, палочками;
- игры с кубиками, верёвочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев;
- игры с разноцветными прищепками, скрепками, стимулирующие созревание коры головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев;
Развитие графической моторики:
- рисование по трафарету;
- рисование по фигурным линейкам;
- штриховка;
- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
- пальчиковые игры на бумаге (рисование пальчиками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками, зубной щеткой).
В процессе игровых заданий дети:
- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;
- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;
- развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево-право, вперед-назад, произвольность психических процессов, внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;
- закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине;
- корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия.
Развивающий массаж
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов. Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.
Массаж рук улучшает кровоснабжение всего организма, и в частности, головного мозга, способствует расслаблению – возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие, Тем самым, благоприятствует восстановлению нарушенных функций в организме.
Начинать воздействовать массажем на ребёнка можно уже с 2-х месячного возраста, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых.
На кистях, стопах, ушах, носу, языке, на голове имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Наши руки представляют собой уменьшенное отображение всего тела человека ( «человек в миниатюре»). Воздействуя на различные зоны на руке, которые отвечают за тот или иной орган, можно снять различные нарушения. Такой массаж особенно полезен детям с различными речевыми нарушениями. Наверняка, многие родители часто слышали о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на занятиях. Чем быстрее и точнее ребёнок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление.
Стопы ног – это еще один экран состояния систем и органов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным, или индийским. Его, после предварительного обучения, проводят родители дома. На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.
Согласно учению йоги, ноги – это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.
Массаж ушных раковин – аурикулярный – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволяют широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь. Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.
Песочная терапия
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет ребенку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.
Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.
Основные принципы игры на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Театрально-игровая деятельность
- игры-драматизации;
- сказкотерапия;
- сопряжённая гимнастика – театр пальчиков и языка;
- куклотерапия
Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Сопряженная гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простымсюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. «Проигрывая» состояния через терапевтическую куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей они становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Таким образом, осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Психогимнастика, как гармонизация движений, эмоций, поведения и общения, позволяет решать следующие задачи:
- становление координации общих движений;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
- воспитание чувства ритма и темпа;
- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
- воспитание умения работать сообща.
Психогимнастика помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка, предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
На гармонизацию психической деятельности мозга рефлекторно влияет чередование противоположных по характеру движений:
- - напряженных и расслабленных;
- - резких и плавных;
- - быстрых и медленных;
- - дробных и цельных;
- - едва заметных и неподвижных;
- - вращений и прыжков;
- - свободного передвижения и столкновений.
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Малыши становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
Итак, все вышеперечисленные составляющие компоненты образовательного процесса способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей.
Для их осуществления необходима развивающая среда. Имеющийся в группе материал должен быть расположен так, чтобы дети могли им свободно пользоваться, по интересам выбирать игрушки, различные пособия; при желании не только воспроизводить и продолжать то, что они делали на занятии в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, реализовать свои замыслы.
Дошкольный возраст – период, когда основная деятельность малыша – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше усваивает материал. Поэтому для развития мелкой моторики детей использовала различные развивающие игры и упражнения, последовательность введения которых зависела от индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. При общении в игре взрослому следует поддерживать эмоциональный интерес ребёнка. Если даже облегчённый вариант задания труден, можно предложить самое простое упражнение, чтобы дошкольник не потерял уверенности в своих силах. Необходимо поощрять не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности. Важно обращать внимание на все успехи, даже незначительные.
Для выявления реального уровня развития моторной сферы ребенка - дошкольника и степени его соответствия возрастным нормам, определения отклонений и недостатков отдельных сторон развития моторики для последующей коррекции выбрала тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, тесты мотометрической шкалы Озерецкого – Гельнитца, взятые из методического издания Н.А. Рычковой Примеры обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. – Дефектология, 1984, № 3, с. 69 – 74.
В ходе диагностики исследовала уровень развития:
- - произвольной мимической моторики;
- - речевой моторики;
- - общей произвольной моторики;
- - тонких движений пальцев рук;
- - возможностей действий с предметами;
- - чувства ритма.
В результате проведённой коррекционной работы (с опорой на полученные данные), повторного диагностирования и сравнительного анализа сделала вывод, что уровень развития моторной сферы в целом и конкретных операционных механизмов для каждого ребёнка индивидуален и, благодаря правильно организованной мной системе коррекционно-развивающего обучения был улучшен.
Преемственность воспитания и обучения в детском саду и в семье является непременным условием всестороннего развития ребёнка. Родители давно признаны главными воспитателями своего дитя. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным нарушениям. Это связано с двумя причинами:
- - родители не слышат недостатков речи своих детей;
- - не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными. Поэтому стараюсь заинтересовать родителей, вовлечь в жизнь детского сада, сделать союзниками .Проведённое мной анкетирование на тему «Развитие звуковой культуры речи и моторной сферы ребёнка» позволило получить представление о степени информированности взрослых по данному вопросу, о заинтересованности в коррекции и предупреждении недостатков, об определении своей роли в этом процессе. На основе полученных данных спланировала мероприятия для родителей: консультации, выступления на родительских собраниях, составила памятки по правилам работы в тетради домашних заданий. Помимо графических упражнений в индивидуальных тетрадях детей для домашних заданий, которые родители выполняют вместе с малышами, я принимаю участие в оформлении родительских уголков, в том числе, по темам «Развитие мелкой моторики рук», «Готовим руку ребёнка к письму», провожу индивидуальные консультации.
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые обучаются артикуляционной и пальчиковой гимнастикам, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.
Связь с воспитателями осуществляется так же через консультации и заполнение тетрадей взаимодействия, в которых даю рекомендации, прописываю игры и упражнения для занятий с конкретными детьми.
Заключение
В ходе изучения специальной литературы, наблюдений за детьми можно сделать следующие выводы:
- в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук;
- у большинства детей с речевыми нарушениями среди невербальных симптомов выявлено несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений;
- значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждает в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы.
В результате проведённой коррекционной работы (с опорой на полученные данные), повторного диагностирования и сравнительного анализа сделала вывод, что уровень развития моторной сферы в целом и конкретных операционных механизмов для каждого ребёнка индивидуален и, благодаря правильно организованной мной системе коррекционно-развивающего обучения был улучшен.
Таким образом:
- в комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с нарушением речи особое значение должно придаваться работе по развитию моторики кистей пальцев рук, ручной ловкости;
- эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией;
- тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать повышению готовности к овладению письмом, преодолению и профилактике нарушений речи у детей;
- в процесс коррекционного обучения необходимо использовать систему специальных игровых упражнений по развитию и совершенствованию общей и мелкой моторики через мыслительную деятельность дошкольников.
Игровые упражнения, физкультминутки необходимо использовать в работе с детьми, как с речевой патологией, так и с нормой для достижения более высокого результата в ходе коррекционной работы.
Библиография
- Аксёнова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. \\Дошкольное воспитание.-1990- № 8 – с.62-65
- Баринцова Н. Готовим руку к письму. \\Дошкольное воспитание – 1996
- Богатеева З.А. Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по рисованию. \\Дошкольное воспитание.- 1987 - №8
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.; Просвещение,1985
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998
- Каше Т.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., Просвещение
- Лопухина И. Логопедия. Речь,Ритм, Движение. – СПб., 1997
- Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь . – СПб., Дельта 2001
- Ткаченко Т.А Использование физкультминуток для использования пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. \\Дошкольное воспитание – 1986 - №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...
Игра для развития восприятия цвета и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка ...
КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...
Проект Развитие координации движений и мелкой моторики у детей с ОВЗ через организацию игровой деятельности.
Проект Развитие координации движений и мелкой моторики у детей с ОВЗ через организацию игровой деятельности....
Выступление «Синельная проволока как один из методов для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В.А.Сухомлинский «Ру...
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...