Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями
статья по логопедии (средняя группа)
Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической работы поможет педагогу самостоятельно выстроить систему занятий для наиболее эффективной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные направления организации логопедической работы по
преодолению нарушений просодической организации речи у детей
с различными речевыми нарушениями
Дети с нарушениями речи нуждаются в помощи специалистов по преодолению имеющихся нарушений просодической стороны речи. Такая работа должна проводиться с учетом дифференцированного подхода и основой коррекционно-формирующей работы должен применяться дифференцированный подход: для детей с дизартрией и с заиканием, а также включение в работу логоритмических, фонопедических, релаксационных упражнений.
Организация коррекционно-формирующей работы с детьми, имеющими дизартрию, может быть разработана на основе рекомендациий таких авторов как Т. В. Ахутина , Е. Ф. Архипова , Л. В. Лопатина , М. Ю. Картушина и других.
При проведении коррекционно-формирующей работы с детьми с заиканием можно руководствоваться рекомендациями таких авторов как Л.И. Белякова , Л. В, Лопатина и других. Логоритмические упражнения рекомендованы такими авторами как Г. А. Волкова, А. О. Комаровская ,Л. В. Лопатина , М. Ю. Картушина и другими.
При организации коррекционно-формирующей работы важно учесть следующие принципы:
- принцип активности, сознательности и мотивированности. В работе с участниками на каждом этапе занятия проводится предварительная беседа, в которой детям в доступной форме объясняется, что важно быть активным, стараться самостоятельно достигать намеченной цели. В связи с этим принципом важно формировать мотивацию детей, пробуждать желание активно и сознательно работать;
- принцип комплексности, предусматривающий сочетание учебных и игровых приемов, введение полученных навыков в различные виды деятельности участников, а также общее воздействие на все функции и компоненты просодической стороны речи;
- патогенетический принцип, заключающийся в учете симптоматики и степени выраженности нарушений речи у каждого из участников и во внимании к коррекции недостатков тех речевых функций, которые обеспечивали нормальную речевую деятельность;
- дифференцированный подход, включающий разработку и реализацию комплекса упражнений для детей с дизартрией и заиканием.
Основные коррекционно-педагогические условия реализации формирующей работы:
- Игры и упражнения в соответствии с лексическими темами.
- Включение в логопедическую работу фонопедических, дыхательно-артикуляционных, речевых и театрализованных упражнений и игр, игрового массажа.
- Организация игр и упражнений в сочетании с ритмической основой: под музыку, счет, словесное и стихотворное сопровождение.
Основу логопедической работы по преодолению просодических нарушений у детей 4-5 лет с различными речевыми нарушениями должно составлять активное включение логоритмических упражнений. Каждое логоритмическое занятие будет иметь следующую структуру:
- Вводная часть.
Приветствие, объявление темы, проведение ритмической разминки (5 минут).
Задача ритмической разминки – подготовить организм детей к предстоящей голосовой и дыхательной нагрузке. Разминка будет включать в себя различные двигательные упражнения под музыку: ходьба спокойная, энергичная, маршировка, бег с изменением направления, с перестроениями, со сменой видов движений.
II. Основная часть.
- Артикуляционные упражнения:
а) упражнения по тренировке губ;
б) упражнение по тренировке нижней челюсти;
в) упражнения для тренировки языка.
2. Упражнения по развитию речевого дыхания.
3. Упражнения по развитию мимической выразительности.
4. Упражнения по формированию голоса.
5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Логопедическая работа также будет содержать разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений. На этом этапе решались основные задачи логопедических упражнений (20 минут).
- Заключительная часть.
На данном этапе проводились упражнения, направленные на восстановление дыхания, релаксацию, на основные виды спокойной ходьбы или легкого бега (5минут).
Заключительная часть предполагает подведение итогов занятия совместно с детьми: ответы на вопросы педагога, закрепление новых навыков управления голосом и дыханием.
Занятия лучше проводить с подгруппой детей в музыкальном зале. К участию в открытых занятиях рекомендуется привлекать родителей. Длительность занятий составит 25-30 минут.
На предварительном этапе внимание в работе с дошкольниками с дизартрией должно уделяться коррекции нарушений артикуляционного аппарата. На каждом этапе формирующей работы с детьми проводится артикуляционные упражнения для подвижности языка. Такие упражнения будут особенно важны для работы с детьми с дизартрией, так как позволят координировать работу отделов периферического речевого аппарата. В работе с детьми с заиканием на начальных этапах необходимо создать условия, способствующие устранению судорожного компонента, обучение способом расслабления по контрасту с напряжением, чем возможно добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения. Дети также должны обучаться приемам произвольного расслабления мускулатуры, необходимо проводить обучение регулировке напряжения и расслабления (упражнения для улучшения осанки, для рук, туловища, ног, шеи).
Основной этап.
- Развитие дыхательной функции.
На первом этапе внимание необходимо уделить развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Основной целью дыхательных упражнений будет являться увеличение объема дыхания, нормализации его ритма, выработка плавного, экономного и длительного выдоха. Такая работа осуществляется с развития у дошкольников физиологического дыхания. На этом этапе должны использоваться общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые должны включаться как в комплекс оздоровительной, так и утренней гимнастики, а также использоваться на музыкальных и логоритмических занятиях. Некоторые из них могут быть рекомендованы для проведения воспитателем с детьми в период прогулки.
Первым необходимо формировать диафрагмально-реберный тип дыхания по подражанию с использованием контроля с помощью ладони ребенка. Такие упражнения должны проводиться лежа, так как в таком положении ребенку проще правильно дышать, чувствовать паузы. Затем, упражнения проводятся сидя и стоя. Для того чтобы закрепить диафрагмально-реберный тип дыхания, необходимо развивать навыки осуществлять короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот, использовать упражнения, позволяющие развивать фиксированный и форсированный выдох. Дети должны учиться их сочетать, а также дифференцировать ротовой и носовой выдох с обязательной паузой после вдоха. Для длительного и плавного речевого выдоха необходимы специальные упражнения с постепенным их усложнением, произнесением отдельных звуков, затем слов, коротких фраз, стихотворений. Сначала упражнения должны проводиться с опорой на контроль ладонью, а затем без нее. Задания необходимо выполнять в игровой форме по подражанию или словесной инструкции. На занятиях с детьми необходимо осуществлять логопедическую работу по выработке: правильных дыхательных кинестезий, правильных фонационных кинестезий. Цель использования логоритмики на данном этапе – коррекция нарушений и формирование речевого дыхания, тембра, силы, высоты голоса, длительности и умений произвольно изменять голосовые модуляции. Необходимо использовать упражнения по выработке:
#1055;равильных дыхательных кинестезий:
Осуществлять логоритмические упражнения для нормализации тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. Для этого детям необходимо выполнять двигательную гимнастику. Для формирования мышечного тонуса использовать упражнения «Игры с водой» с активным использованием музыкального оформления, упражнение «Рисуем на песке». Посредством дыхательной гимнастики вырабатывается диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, сила и правильное распределение выдоха. Также важно использовать упражнения, направленные на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработку продолжительного речевого выдоха, тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
#1055;равильных фонационных кинестезий:
Осуществляется развитие и формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке и нахождение более комфортного звучания голоса). Время фонации увеличивается посредством ряда упражнений: (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация должна сочетаться с движениями рук, чтобы дети не отвлекаются от голосоподачи на движения). Посредством пропевания слогов и слоговых рядов на одном выдохе осуществляется формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий. Рекомендуем использовать также работу с музыкальными инструментами и звуками, которые демонстрируются детям через компьютер на логоритмических занятиях. Воспитанникам с дизартрией предлагается подражать звучанию различных высот с опорой на движение рук, а также иллюстрации.
Все дыхательные движения, которые будут реализованы в процессе коррекционно-формирующей работы, должны быть реализованы одновременно с выполнением двигательных упражнений, рекомендованных методикой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Данная гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом дети делают на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс и так далее) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
#1056;азвитие голосовой функции.
С целью коррекции голоса у дошкольников активно включаются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. На логоритмических занятиях рекомендуется проводить игры и упражнения, способствующие повышению выразительности голоса дошкольников, совершенствования его силы и высоты. Кроме того, упражнения будут способствовать обучению дошкольников говорить без напряжения, изменять силу и высоту голоса в соответствии с различными ситуациями. Работа над голосом должна начинаться после артикуляционной гимнастики, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: [и-э-о-у-а-ы]. Голосовые упражнения необходимо проводить в игровой форме, придавая смысл вокализациям. Прежде, чем перейти к голосовым тренировкам, воспитанники со стертой дизартрией учатся распознавать нарушения собственного голоса в определенных параметрах, а также наблюдать за голосом окружающих людей и его параметрами.
Нахождение тона голоса:
#1044;ля того, чтобы добиться свободного и чистого звучания голоса, дети используют подачу в «маску» звука «м», который произносится в положении с опущенной головой и сомкнутыми губами. Посредством проб и ошибок дети определяют наиболее естественный тон своего голоса, затем увеличивают длительность звучания. Далее в играх и упражнениях дети произносят на выходе гласные и согласные звуки. Такие упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Гласные должны пропеваться воспитанниками с изменениями в высоте голоса, а в случае, если детям не удастся это сделать, им можно предложить использовать звукоподражания: «как гудит паровоз», «как мурлыкает кошка» и так далее, для того, чтобы добиться изменений в высоте голоса.
Сила голоса совершенствуется в упражнениях, направленных на обучение произнесению гласных звуков более громким или тихим голосом с усилением или ослаблением музыкального сопровождения. Далее отрабатываются произнесение открытых слогов. Навык правильного голосообразования должен отрабатываться на примерах волевого, уверенного произнесения слогов: и слоговых пар с перемещением ударений. Если у ребенка отсутствует напряжение голосового аппарата, а голос характеризовался значительной чистотой и звонкостью, то осуществляется переход к произнесению слов, которые начинаются с открытых ударных слогов: май, молот, месяц, норма, нитка и фраз, содержащих подобные слова. Каждая фраза проговаривается два раза, с начала сливая все слова в одно, непрерывно, затем – сохранялась также свобода звучания, но фраза произносилась орфоэпически: Мама мыла Милу мылом.
#1040;ктивация движений губ, нижней челюсти, а также языка в целях «раскрепощения» органов артикуляции, а также совершенствования резонирования и увеличения полетности голоса.
Развитие силы голоса.
- упражнения на тренировку силы голоса и расширение динамического диапазона:
- усиление голоса при произнесении звуков, слогов: беззвучная артикуляция-шепот-тихий голос-громкий голос и, наоборот ослабление голоса;
- усиление и ослабление голоса на одном выдохе, без пауз и с перерывами в звучании;
- изменение громкости голоса с увеличением длительности звучания.
Развитие высоты голоса:
Для развития высоты голоса рекомендуется применять игры и упражнения, позволяющие расширить тоновый диапазон. Например, дети произносят гласные и повышают, понижают голос, имитируют звук жужжания большой и маленькой пчелки, изображают звук сирены, парохода, а также маленького кораблика. Данные упражнения поволяют расширять звуковысотный диапазон. Затем, данные навыки закрепляются при работе со словами и предложениями. Полученные навыки закрепляются в подражаниях голосам и звукам при воспроизведении театрализованных сказок. На данном этапе также необходимо использовать речевые игры в виде ритмо декламации без музыкального сопровождения, игры-диалоги, в которых дети используют простейшие стихотворные тексты: русские народные песенки, потешки, дразнилки, прибаутки.
#1060;ормирование и развитие интонационного оформления высказывания.
На данном этапе используются логоритмические игры и упражнения, направленные на формирование представлений о мелодико-интонационной выразительности речи и о роли голосовой и дыхательной и голосовой функций в ней. Для совершенствования голосовой функции с детьми в дополнении проводятся беседы о важности интонационного оформления речи, а также используются различные упражнения, направленные на отработку различных видов интонации.
Работа по воспитанию чувства темпа и ритма строится с учетом периода логоритмической работы. На первом этапе в период шепотной речи детям предлагаются упражнения на развитие чувства музыкального размера (метра), темпа и ритма.
Для обучения навыкам паузирования и выделения словесного и логического ударения в процессе упражнений с движениями и музыкой дети должны начинать с повтора слоговых цепочек с выделением ударного слога. Используются игры с произнесением слов с отстукиванием или отхлопыванием. Также проводится работа по ознакомлению детей со значением и смыслом пауз: важно объяснить детям значение паузы для плавности речи, а также для смыслового оформления высказывания. В целом, для детей с речевыми нарушениями необходимо использовать речевые игры: со звуками, звучащими жестами, игры-диалоги, пальчиковые игры, коммуникативные подвижные игры.
Рассмотрим особенности дифференцированного подхода к коррекции нарушений просодической организации речи у детей двух групп.
В процессе работы с детьми с дизартрией важно учитывать следующие моменты:
1. Активно использовать артикуляционную гимнастику.
2. Осуществлять сочетание артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений.
3. Коррекцию нарушений мелодического оформления высказывания.
В работе с детьми, имеющими заикание, необходимо обратить внимание на:
- Замедление темпа речи, обучение речевым правилам.
- Снятие судорожного компонента.
- Развития основных движений, развитие «мышечного чувства».
В работе с дошкольниками, имеющими заикание важно снять всяческие страхи, переживания, создать благоприятную обстановку, настроить детей на успешную работу.
В работе с дошкольниками, страдающими невротическим заиканием необходимо обратить особенное внимание на:
- воспитание точности, четкости движений, быстроту двигательной реакции, умения переключать активное внимание на качество выполнения необходимых в данный момент действий;
- отведение особого места упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью сменяющегося музыкального материала;
- формирование чувство коллективных действий, воспитание воли уверенности в своих возможностях, умения преодолевать трудные моменты в исполнении заданий ребенком;
- частое использования занятия в образной форме, учитывая их положительное влияние на речевую и двигательную активность ребенка, а также на их эмоции и настроение в целом.
В работе с детьми, страдающими неврозоподобным заиканием необходимо:
- увеличиваются сроки подачи материала, даются индивидуальные задания;
- используются наглядная, детально расчлененная подача материала;
- в целях развития двигательной сферы больше внимания должно уделяться непосредственной работе над координацией и переключаемостью движений с постепенным усложнением заданий;
- ввиду быстрой утомляемости детей необходимо чередовать статистические и динамические упражнения, материал должен преподноситься дробно;
- все упражнения должны сочетаться с подробнейшим словесным объяснением педагога.
В работе с детьми, имеющими заикание, особенное внимание должно уделяться формированию темпо-ритмической стороне речи, а также активному включению релаксационных упражнений.
В работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, основной упор необходимо делать на тренировочную работу над дыханием, голосом, другими компонентами просодической стороны речи на логоритмических занятиях. В работе с детьми, имеющими заикание, совершенствование плавности речи может быть достигнуто за счет системы упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов, умений расслабляться, снимать мышечное напряжения, снятия страхов и воспитание внимание к речи.
Таким образом, коррекционно-формирующая работа должна включать ряд логоритмических упражнений, способствующих преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными нарушениями с учетом дифференцированного подхода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей /Е.Ф. Архипова. Москва: АСТ: Астрель. Хранитель, 2006. 319 с.
- Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса /Т.В. Ахутина. Москва: Просвещение, 2002. 72 с.
- Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия /Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. Москва: Владос, 2009. 286 с.
- Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду /М. Ю. Картушина. Москва: ТС СФЕРА, 2005. 202 с.
- Комаровская, А. О. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией /А. О. Комаровская //Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, Витебск, 2017. С. 225-227.
- Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стёртой дизартрии) /Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Сантк-Петербург.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...
Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.
Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....
: Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
Работа по самообразованию....
Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'
В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...
Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР
В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи....
"Система логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей"
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции являетсчя таколе особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Эт...
Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...