семинар - практикум для педагогов и"Развитие речевого дыхания у дошкольников"
учебно-методическое пособие по логопедии
Материал предназначен для обучения педагогов игровым способам развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Развитие речевого дыхания у дошкольников»
Цель: Обучение воспитателей игровым способам речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Задачи: повысить компетентность воспитателей в вопросах развития речевого дыхания у дошкольников, сформировать у воспитателей представление о значимости развития речевого дыхания у детей; предоставить воспитателям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.
Этап мастер-класса
Подготовительно-организационный.
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня, друзья. Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Едва не замерзли в дороге, в пути, но все равно на семинар вы пришли? (да) Чтоб деткам своим во всем помогать, вы новое что-то хотите узнать? (да). Чтоб дух семинара-практикума нам сохранить, вам нужно в работе активными быть? (да). Тогда Вас прошу мне во всем помогать, приветствие закончилось, можно начать.
Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Развитие речевого дыхания у дошкольников» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют … почему? Потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ознакомиться и самим научиться дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, умения и навыки в работе с детьми.
Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша планета дышит, развивается как живой организм. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика.
Основная часть. Чему способствуют занятия дыхательной гимнастикой? (на столах задачи, среди них есть лишние. Воспитателям нужно выбрать нужные и обосновать свой выбор):
- повышают общий жизненный тонус
- способствуют сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, ларингитов и др.) - стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы - улучшают пищеварение -помогают расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью
Правильное дыхание также очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Этот вид дыхания мы и называем речевым.
Какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников? 1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных. 2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы. 3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять). 4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». 5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. 6. Воздушная струя слабая, короткая, рассеянная, при произношении звуков проходит между боковыми краями языка и щеками, что придает звукам хлюпающий призвук.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя пять этапов. (на столах карточки с названиями этапов. Воспитатели распределяют их в нужной последовательности)
1 этап - выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха 2 этап - развитие физиологического дыхания 3 этап - формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха. 4 этап - произнесение слогов и звукоподражаний 5 этап - формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов)
Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, возникает гипервентиляция.
Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания детей на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при постановке речевого дыхания все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.)
Я приглашаю представителя каждой из групп. Выберите лист с заданием. На вашем листе написан один из этапов работы над формированием речевого дыхания. Вам нужно сформулировать задачи этапа и выбрать игры, которые
Развитие физиологического дыхания. Задачи:
- активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани; - укреплять мышцы брюшной полости; -осуществлять вентиляцию легких для подготовки голосового аппарата к фонации; -развивать длительный, непрерывный ротовой выдох.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не перенапрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
В тренировке сильного плавного выдоха могут помочь как игрушки, приобретенные в магазине (язычки, тренажеры для дыхания, свистульки и свистки, дудочки, вертушки, мыльные пузыри) так и увлекательные пособия, изготовленные своими руками.
Формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха. Задачи:
— развивать длительный, непрерывный ротовой озвученный выдох; — активировать губные мышцы.
В ходе выполнения упражнений внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.
Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных, затем согласных.
(Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной: интонацией; высотой голоса; силой голоса.)
Также используются дыхательные имитационные упражнения.
Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи.Задача:
слитно, на одном выдохе, произносить фразы из 2-3 слов; из 4 слов; из 5-6 слов.
Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами не только закрепляется правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи и в целом просодическая сторона речи. Диалоги необходимо сопровождать наглядным материалом (картинками, макетами, масками животных).
Заключительная часть
В завершении нашей встречи предлагаю вам всем встать в итоговый круг. Передаем по кругу мяч. Произнесите, пожалуйста, ключевое слово, с которым у вас ассоциируется содержание данного семинара-практикума.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер– класс был для вас информативен, полезен и интересен.
Список литературы
1. Белякова Л.И., Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников»
2. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – М.: Метафора – 2003.
3. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2014 – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речевого дыхания у дошкольников"
Семинар-практикум содержит игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ " Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи"
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее ос...
Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»
Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...
Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников" +презентация.
Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников"+ презентация....
Семинар-практикум«Развитие речевого дыхания у дошкольников»
Семинар-практикум«Развитие речевого дыхания у дошкольников»Для чёткого и правильного произнесения звуков, для того, чтобы речь была плавной и выразительной, необходимо хорошо развитое...
семинар- практикум "Рекомендации по развитию речевого дыхания и артикуляционного праксиса у дошкольников"
Обучение воспитателей игровым способам развития речевого дыхания и артикуляционного праксиса у дошкольников....