Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития
статья по логопедии
В статье раскрываются особенности функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития у детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС. Исходя из особенностей развития артикуляционной и мелкой моторики, изложена система оказания раннего логопедического воздействия, направленная на профилактику и преодоление задержки речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития.
Кияшко О.И.
Аннотация
В статье раскрываются особенности функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития у детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС. Исходя из особенностей развития артикуляционной и мелкой моторики, изложена система оказания раннего логопедического воздействия, направленная на профилактику и преодоление задержки речевого развития.
Ключевые слова
Профилактика, преодоление, задержка речевого развития, особенности, развитие, артикуляционная, мелкая моторика.
Одним из важных направлений по профилактике и преодолению задержки речевого развития (ЗРР) у детей младенческого и раннего возраста является развитие артикуляционной и мелкой моторики, что особенно актуально в работе с детьми с перинатальным поражением ЦНС.
Как правило, у таких детей наблюдаются нарушения функционирования артикуляционного аппарата, которые замечаются сразу же после рождения и дают о себе знать при кормлении малыша. Близкие детей отмечают у них нарушения процесса сосания, дыхания и глотания. Дети часто захлебываются, когда пьют, выталкивают соску, пищу из полости рта, вместо того, чтобы продвинуть ее вглубь полости, в последствие между зубами, длительное время удерживают ее во рту, затруднено жевание, отмечается обильное слюнотечение – гиперсаливация и т.д..
У детей с проблемами в развитии речи, мы отмечаем более поздние сроки формирования тонкой моторики пальцев рук, некоторые особенности в их формировании, которые проявляются в нарушениях процесса хватания, затруднениях при выполнении простейших манипуляций, использования щипкового и пинцетного захватов, социально – значимых жестов (указания, просьбы, прощания), моторной неловкости в играх с предметами.
С взрослением малыша, к сожалению проблемы сами по себе не решаются, а лишь усугубляются. Среди различных отклонений в раннем онтогенезе психического развития наиболее широко представлены речевые нарушения, в частности задержка речевого развития. ЗРР в раннем возрасте проявляется во фрагментарности, дефицитарности активного словаря, в более позднем формировании фразовой речи.
Осуществляя свою деятельность по профилактике и преодолению ЗРР, мы предлагаем осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционной и мелкой моторики, начиная с младенческого и раннего возраста, так как именно в этом возрасте наиболее четко прослеживается влияние мелкой, артикуляционной моторики на становление и развитие речевой функции.
В работе с детьми младенческого возраста, мы особое внимание обращаем на упражнения, направленные: на нормализацию дыхания; на нормализацию навыков, необходимых ребенку в процессе кормления (в том числе, выбор позы при кормлении – выдвинуть слегка плечи и руки чуть вперед и чуть – чуть наклонить голову, надавливание соской, ложкой на кончик языка при выталкивании пищи из полости рта, питье из кружки маленькими глотками, снятие пищи с ложки губами); на нормализацию нервно – мышечного тонуса рук (игры с использованием всевозможных тактильных поверхностей, массаж, игры с водой), физиологического положения кисти и пальцев рук (удержание чашки, ложки, в том числе осуществляется подбор чашки и ложки нужной конфигурации), на развитие движений органов артикуляции (пассивная артикуляционная гимнастика с пищевым подкреплением).
В своей работе в данном направлении мы придерживаемся сензитивных периодов, т.е. периодов возрастного развития ребенка с учетом периодизации развития тонкой моторики А. Гезелла, и нам импонирует технология по развитию пальчиков и кистей рук, предложенная М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной. Работая с ребенком, мы стараемся приблизить развитие малыша к показателям физиологической нормы развития тонкой моторики по А. Гезеллу, учитывая индивидуальные, физиологические возможности. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина предлагает игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой, самомассаж, игры на нанизывание, игры с пластилином, игры с бумагой, фольклорные пальчиковые игры, игры на выкладывание, игры с мозаикой с учетом лексических тем, что, для нас практиков, очень значимо.
Развивая артикуляционную моторику, используем традиционные игры - упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Но особый, неподдельный интерес у детей вызывает « вкусная артикуляционная гимнастика» по методике М. Лынской. При подборе вкусовых атрибутов главное, не бояться экспериментировать и развиваться весело!
Нами была осуществлена систематизация речевого материала, представленного в виде красочной картотеки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Материал подобран в соответствии с возрастом детей раннего возраста и активно используется педагогами в работе с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно актуален в работе с детьми с ЗРР.
Развитие артикуляционной и мелкой моторики у детей раннего возраста не только не утратило своей актуальности, а наоборот приобрело особое значение в системе оказания ранней логопедической помощи детям с ЗРР.
Внимательная, вдумчивая, систематическая работа, направленная на развитие мелкой и артикуляционной моторики с младенческого, раннего возраста способствует профилактике и преодолению ЗРР у детей с патологией ЦНС.
Список использованной литературы:
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Чтобы чисто говорить, надо…»,2003.
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Наши пальчики играют», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...
2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».
Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....
Ранняя логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важны...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) восприятия звуков Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «Как мы помогли Фиксикам» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в в
обобщить и систематизировать умения детей различать по акустико - артикуляционным признакам звуки: «Ф» - «Фь», четко произносить звуки в слогах, словах, предложения...
Дидактические пособия для развития артикуляционной и мелкой моторики и речевого дыхания детей
Дидактические пособия для развития артикуляционной и мелкой моторики и речевого дыхания детей...
Консультация для родителей на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с задержкой речевого развития»
В консультации представлены основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста....