"Шпаргалка для родителей" Звуки речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Недбаева Елена Владимировна

"Шпаргалка для родителей"  Звуки речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_dlya_roditeley_0.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Шпаргалка для родителей»

Звуки речи

Звуки речи - класс звуков, образуемых в результате произносительной деятельности человека.
Это - часть того множества акустических колебаний, которые воспринимаются слуховой системой человека. В отличие от других звуков живой и неживой природы, они используются для образования более сложных комплексов, служащих специфическими «оболочками» значимых единиц - морфем или слов.

Все буквы русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласных букв 10:
A Е Ё И О У Ы Э Ю Я
Согласных букв 21:
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Ч Ц Ч Ш Щ

Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке называется алфавитом. Слово “алфавит” происходит от названий двух первым букв греческого алфавита: a – альфа, b – бета (по-новогречески – вита).

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет печатный или рукописный, прописной и строчный варианты.

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).

В русском алфавите 33 буквы:
Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я».
Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

То есть все буквы русского язык делятся на три группы:
1) буквы, которые звуков не обозначают;
2) буквы, обозначающие два звука;
3) буквы, обозначающие один звук. К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день – [д’эн’], объем – [/\бй’ом]. Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я. К третьей – все остальные.

В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] - и (милый).
[ы] – ы (мыло).
[а] – а (май) и я (моя).
[о] – о (мой) и ё (ёлка).
[э] – э (это) и е (мeл).
[у] – у (куст) и ю (юла).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у;
2) я, ё, е, ю.

Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук.

После гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:
Я – [jа], е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу].
Например:
1. после гласных: жуёт
2. после разделительных ъ и ь
3. в начале слова

Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
после гласных и на конце слова – буквой й;
в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.

Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
Неразделительный ь:
1) указывает на мягкость предшествующего согласного
2) выполняет грамматическую функцию.
Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.


Кроме того, одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква м может обозначать звуки [м] и [м’]: мил – [м’ил], мыл – [мыл]. Буквой б могут быть обозначены звуки [б], [б’], [п], [п’]: буду – [буду], бить – [б’ит’], дуб – [дуп], Обь – [оп’].
Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им глухие согласные: будка – бу[т]ка, приказ – прика[с]. Такое явление называется оглушением.
Глухие согласные перед звонкими (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им звонкие согласные: молотьба – моло[д’]ба, просьба – про[з’]ба. Такое явление называется озвончением .
Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения перед гласными и перед р, л, м, н, й, в. Орфографические ошибки чаще всего допускаются, когда согласный находится в слабой позиции.

Один звук может обозначаться и сочетаниями букв, например:
- [ш’] – сч, зч, жч: счёт – [ш’]ёт, счастье – [ш’]астье, возчик – во[ш’]ик, мужчина – му[ш’]ина;
- [ц] – тц, дц, тс, тьс: отца – о[ц]а, тридцать – три[ц]ать, умывается – умывае[ц]а, договориться – договори[ц]а;
- [ц] – тс, дс: братский – бра[ц]кий, городской – горо[ц]кой:
- [н] – нн: удивленный – удивле[н]ый.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Обозначение звуков речи буквами на письме называет графика (от греч. «графа» - пишу).
Чтобы отличить при изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] и т.д

Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в словах дом – д[о]м, дома – д[а]мА (мн.ч.) буква о обозначает звуки [о] и [а].
Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот в конце слова произносим один и тот же звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т.
Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.
Так, звуковой и буквенный состав слова дом соответствует друг другу, а в форме дома есть несоответствие: пишем букву о – произносим звук [а]: в слове винегрет в безударных слогах пишем буквы и и е – произносим почти одинаковый звук [и].
Количество букв и звуков в слове иногда не совпадает. Например, в слове честный пишется 7 букв, а произноситься 6 звуков. Буква т не обозначает звука (непроизносимый согласный). По нормам орфоэпии при стечении согласных в некоторых словах звуки [и] [д] [л] [т] не произносятся, а буквы пишутся: солнце, сердце и др.

В соответствии со способом производства, получаемым эффектом и воспринимаемыми характеристиками говорят об артикуляции (физиологии), акустике и восприятии (перцепции) 3. р Артику-ляционно каждый 3. р. образуется в результате сложных движений произносительных органов. Акустически 3. р., как и всякие другие звуки, могут быть определены как колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Источниками звука служат: модуляция выдыхаемого воздуха колебаниями голосовых связок - голосовой источник; препятствия, создаваемые воздушной струёй в речевом аппарате,- полное смыкание артикулирующих органов (смычка) или их значительное сближение (щель) - шумовые источники. В образовании каждого 3. р. участвуют один, два или три источника: гласные образуются при участии только голосового источника, глухие взрывные согласные - при участии шумового импульсного источника (шумовой импульс возникает при резком раскрытии смычки, в результате к-рого выравнивается давление за местом смычки и атмосферное), звонкие взрывные - при участии голосового и импульсного источника, глухие щелевые - при участии турбулентного шумового источника (турбулентный шум - шум трения воздушной струи, вызванного сужением артикулирующих органов), звонкие щелевые - при участии турбулентного и голосового источника и т. д. Акустические свойства 3. р. зависят не только от характеристик источника, но и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонаторов: в зависимости от того, какое положение занимают язык, губы, мягкое нёбо, в надгортанных полостях возникают и усиливаются колебания различной частоты и интенсивности, так что слышимые нами 3. р.- это сложные акустические образования, возникающие в результате наложения акустических характеристик надгортанных полостей на акустические характеристики источников звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки и буквы. Шпаргалка для родителей.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, синтеза, начальный этап обучения грамоте в дошкольном возрасте....

Шпаргалка для родителей "Место звука в слове"

Рекомендации для родителей по формированию у дошкольников фонематических представлений....

Живые звуки, или фонетика для дошкольников (шпаргалка для родителей)

Предлагаем вашему вниманию фонематические сказки для закрепления материала, на логопедических занятиях....

Советы родителям. Звуки речи.

Краткие схемы помогут родителям при звуковом анализе слов. А родители смогут помочь детям ))....

Шпаргалка для родителей «Звуки речи»

С целью довести до родителей необходимые понятия,  о том, как выполнять дома задания логопеда, каков порядок работы по изучению звука, что значит дать характеристику звука, что такое звуковой, сл...

Памятка для родителей "Звуки речи"

Памятка напоминает родителям о том, что такое гласные и согласные звуки, чем отличаются твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки...

Шпаргалка для родителей.Развитие речи.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в первый класс по развитию речи....