Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ
статья по логопедии
Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_logopedicheskogo_kabineta.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ
в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
О.А. Бабченкова, учитель-логопед
В последние годы выявляется устойчивая тенденция в повышении численности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении адаптированной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Всё пространство кабинета условно разделено на рабочие зоны, которые доступны детям.
- Зона коррекции звукопроизношения. Зона оснащена логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами, зондозаменителями, электромассажерами для логопедического массажа «Z-Vibe», средствами для обработки рук и инструментов, кварцевыми стерилизаторами, настенным зеркалом, лампой дневного света, логопедическими игрушками для проведения артикуляционной гимнастики.
В зоне коррекции звукопроизношения размещаются методические пособия, артикуляционная гимнастика в картинках, дидактический материал, картотека, игры по автоматизации и дифференциации звуков.
- Зона развития речевого дыхания. Зона представлена картотекой дыхательных упражнений; играми и игрушками для развития речевого дыхания: «Загони мяч в ворота»,«Бабочки летят», «Задуй свечу», «Веселый ветерок», «Носовая флейта», «Летающий шарик», «Самолёт летит», «Весёлый паровозик», а также включает игрушки: мыльные пузыри, трубочки с легкими шариками, соломки для коктейля, дудочка, язычок-гудок с перьями.
- Сенсомоторная зона. Зона представлена столиком для развития мелкой моторики, включающим игры и игрушки для развития тактильных ощущений: конструктор магнитный, бусины, массажные шарики «Су-Джок», прищепки, мячи для массажа, счетные палочки. Также эта зона оснащена разнообразными конструкторами, шнуровками, мозаиками, наборами мягкого конструктора, сенсомоторным кубом, пазлами и т.д.
- Зона наглядно-методического сопровождения. Зона кабинета оснащена систематизированным наглядно-демонстрационным материалом по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится систематизированный наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется фонотека: кассеты с аудиозаписями (релаксирующая музыка, голоса птиц, детские песенки, сказки и др.); СD-диски с записью мелодий; DVD-диски «Трудные звуки»- автоматизация и дифференциация звуков, «Веселая логоритмика», серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми, видео-презентации по лексическим темам.
- Информационная зона представлена «Уголком логопеда», расположенным при входе в логопедический кабинет, где размещаются консультационные материалы. Также зона представлена информационным стендом «Учись говорить правильно» в раздевалке группы компенсирующей направленности, где размещены памятки для родителей, консультации, игровые задания на развитие речевой моторики и т.д.
- Зона игрового сопровождения. Зона в достаточном количестве оснащена разнообразными игрушками: мячи, пирамиды, машинки, куклы, животные, игрушки для кукольного театра, резиновые игрушки, инструменты и т.д.
- Рабочая зона учителя-логопеда. Зона оснащена письменным столом, двумя стульями, персональным ноутбуком, микрофоном и колонками для ноутбука, канцелярскими наборами, лотком для хранения документации, лампой настольной для дополнительного освещения, настенными полками.
- Учебно-образовательная зона. Зона оснащена двумя учебными полукруглыми столами, стульчиками, настольными зеркалами, канцелярскими наборами, многофункциональной магнитно-маркерной доской с набором магнитных букв, настенной азбукой, «Говорящим букваренком», наборным полотном, а также настенными пособиями для подгрупповых занятий.
Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинете обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.
Обобщая работу, отмечаю, что адаптивная предметно-пространственная среда логопедического кабинета создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.
Список использованной литературы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с 3 до 7 лет). - С-Пб.: Детство-Пресс, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ на сегодняшний день особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного...
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в условиях ФГОС
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной средеРазвивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета: 1. Обеспечивает мак...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ....
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета
Логопедический кабинет...
Организация развивающей предметно - пространственной среды кабинета учителя-логопеда ДОУ
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-лого...
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета...