«Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
консультация по логопедии

Тимофеева Марина Иосифовна

«Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igrovye_tehnologiii.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

1.     дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

2.     воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

3.     в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

4.     успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий  является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

1.     Развитие мелкой моторики мышц кистей;

2.     Развитие координационных способностей;

3.     Совершенствование  функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

4.     Развитие устной речи;

5.     Формирование четкости артикуляции;

6.     Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

              В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры,  которая и относится к практическим методам логопедического воздействия

Виды  игр в логопедической работе для детей с нарушениями речи

Игры на развитие речевого слуха

Слова  могут звучать громко и тихо.

"Слова могут звучать быстро и медленно”.

Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха

Для  развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

 Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах  звуки, дифференцировать наслух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах  звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово

Логопед предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Кто лучше слушает?

Логопед вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Назови первый звук в слове.

Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.

Подумай, не торопись.

 Логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

  - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

 - Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука  м

Игра «Доскажи словечко»

Педагог произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово

Игра «Скажи как Я» (в кругу с мячом)

Педагог бросает  мяч ребенку, произносит слово с выделением звука  Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.

Игра «Жучки»

Описание игры. Дети – жуки сидят в своих домиках на стульях и говорят:

Я жук, я жук. Я тут живу, Жужжу, жужжу: Ж-Ж-Ж-Ж

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке    и   Жужжат. По сигналу «дождь» жуки летят в домики.

Игра «А что там?»

Сюжетные картинки укладывают в коробку изображением вниз. Ребенок осторожно бросает пуговицу в коробку и открывает ту картинку, на которую упала пуговица. По этой картинке он составляет предложение. За правильный ответ засчитывается очко. Победителем считается тот, у кого к концу игры очков будет больше

Дидактические игры  воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается  словарный запас, дети  учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по  форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение. Обычно  дидактические игры максимально оречевляются, т.е. проговаривает свои действия.

Подвижные игры  призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью. Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои  замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта.

Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры

должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда, дефектолога или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.

Игры на развитие общей и мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию. Для детей с общим  недоразвитием речи  немалую  сложность  представляют движения  пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями,  дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,  конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми  заданиями  повышают  эффективность  коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше  развивается его речь. Взаимосвязь общей и мелкой  моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых.  Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих  движений человека  подготавливает совершенствование  артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти. Как правило, дети с ОНР могут иметь неречевые  недостатки, в  том  числе и  недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а такж...

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Выступление на педсовете. Игровая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки...

Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми ТНР по обучению грамоте и развитию речи.

Разнообразные игровые технологии, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей и навыкам звуко-буквенного анализа у дошкольников....

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Подготовили:Воспитатель комбинированной группы:Куприенко О.Ю.Учитель-логопед:Швецова И.С       «Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо б...

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР (Нищева Н.В.)

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР (Нищева Н.В.)...