Доклад на тему: "Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи"
методическая разработка по логопедии
Доклад на тему: "Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dopolnitelnye_sredstva_korregiruyushchego_vozdeystviya.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи»
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению нарушений речи значительную роль отводят всестороннему развитию ребенка, укреплению его психофизического здоровья.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения, особенно в логопедических группах, одна из самых важных задач. Исследования показывают, что дети с нарушениями речи отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. У них отмечаются нарушения ориентировки в пространстве. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Все вышесказанное убеждает в том, что для речевых детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные программой общего развития. Наши дети нуждаются в особых программах, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из способов решения этой проблемы стала для меня новая нестандартная методика лечебно-профилактического танца «Фитнес-данс».
Она оказалась незаменимым дополнением к общему коррекционно-развивающему процессу. Данная программа помогает мне, как логопеду в реализации следующих задач:
- это развитие дыхательной мускулатуры, тренировка речевого выдоха. Ведь всем известно, как важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения и голосоподачи:
- это совершенствование мелкой моторики, тренировка которой непосредственно стимулирует речевое развитие;
- это совершенствование общей моторики, отработка переключаемости движений, что оказывает положительное воздействие на артикуляционную моторику.
- развитие пространственно-временных отношений, сформированность которых важна при обучении звуковому анализу слов;
- на занятиях активно идет работа на развитие координации движений; на развитие функции равновесия.
И все это лишь малая часть той работы, которая проводится в рамках этой обширной методики, благодаря которой, коррекционный процесс стал более продуктивным, разнообразным, интересным и доступным детям. Сама же по себе методика лечебно-профилактического танца – направлена на оздоровление различных функций и систем организма и разработана с целью укрепления и развития общего физического состояния ребенка.
Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма, поэтому я использую их как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения. В танцевальные упражнения я включаю элементы самомассажа, комплексы суставной гимнастики, гимнастики для глаз. Многие танцы способствуют укреплению осанки, профилактике плоскостопия.
Так же я применяю танцевальные упражнения с целью укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
В результате занятий развиваются такие психологические функции, как восприятие, память, внимание. Дети учатся улавливать ритм. На занятиях я даю большое количество упражнений на скоординированность движения и речи, что, безусловно, является необходимым и важным в процессе коррекции речевых нарушений.
Я заметила, что занятия способствуют установлению межличностных отношений в группе, проявлению индивидуальности, личностных качеств каждого ребенка, ведь танец – это не что иное, как самовыражение, высвобождение, самоутверждение. Использование музыки и танца стимулируют творческий потенциал детей и активизируют их эмоциональное развитие.
Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом.
Таким образом, музыка и танец имеют большое оздоровительное значение и используются мной как эффективное дополнительное средство в коррекционной работе.
Положительные результаты, которых я добилась, во многом благодаря данной программе, оказались стимулом для дальнейшего развития в этом направлении.
В результате занятий дети эмоционально активны, открываются их творческие, неординарные способности, они легко адаптируются к различным ситуациям, что немаловажно при поступлении ребенка в первый класс, у многих детей заметно укрепилась уверенность в себе, в своих силах, дети физически более крепкие и развитые. Другими словами осуществляется их комплексное, всестороннее развитие. Ведь именно на это нацелены все современные программы.
Я не останавливаюсь на достигнутом и в перспективе стараюсь искать все более совершенные методы и приемы позволяющие улучшить результативность моей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.
Конспект содержит материалы опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....
Статья "Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи".
Театрализованная игра как средство развития речи у детей....
Доклад из опыта работы "Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи"
Обобщение опыта работы с детьми с нарушением речи посредством музыкально-ритмического воспитания. Выступление на родительском собрании....
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»
Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...
Сенсорный центр в логопедическом кабинете, как средство коррекционного воздействия на детей с недостатками речи
Индивидуальные или подгрупповые формы работы, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом....
Пескотерапия - метод коррекционного воздействия на детей с нарушением речи
Видеть ребенка счастливым, здоровым, самостоятельным, уверенным в своих силах, а главное с чистой речью, желание большинства родителей. Ведь, речь является одной из линий развития ребёнка. Входя в наш...