Брошюра по развитию фонематического слуха
материал по логопедии

Сафонова Ирина Александровна

Брошюра "Фонематический слух- основа правильной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonem_sl.i_logoped.upr-ya.docx299.24 КБ

Предварительный просмотр:

Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. В период с 3 до 6 лет, прежде всего, надо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Одним из направлений речевого развития детей является – развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова.

 Несформированность  фонематического слуха приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дачка-тачка, зуб-суп, лук-люк, мышка-мишка, башня-пашня). «Миска» превращается в «мишку», «Саша» в «Саса-Шаша» «Мишина машина» в «мыши на машине» и т.д.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму. Поэтому развитию фонематического слуха в дошкольный период следует уделять много времени.

Проверить фонематический слух вы можете и сами:

- узнавание неречевых звуков (шум дождя, хлопки в ладоши, шум льющейся воды, звучание музыкальных инструментов);

- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;

-различение близких по звуковому составу слов (дом-том…); -различение слогов ( са-за; па-ба; ва-фа; на-ма; та-да-та…).

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
ИГРЫ НА УЗНОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

- Игра «Что звучало?»

 На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, барабан и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
         
ИГРЫ НА РАЗЛИЧИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА 

Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
Игра «Скажи, как я».

 Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ  СЛОВ И СЛОГОВ

Игра «Светофорик»

 У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам.
Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (ЛИСУ)

Двор в снегу, белы дома.

В гости к нам пришла(ЗИМА).


Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа …
Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать», далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д.

Игра « Где стоит звук в слове?»
Взрослый произносит слова, а ребенок определяет  место заданного звука в каждом из них (начало, середина, конец).

http://hramspiridon.ru/images/kruzgki/__.png

Фонематический слух - основа правильной речи

http://www.logolife.ru/wp-content/gallery/kartinniy-material-dlya-zakrepleniya-zvukoproiznosheniya/fonematicheskiy-sluh.jpg


Информацию подготовила: учитель-логопед Сафонова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Игры для развития фонематического слуха (брошюра для родителей)

Подготавливая ребенка к школе, важно помнить и о том, чем он станет заниматься, будучи уже первоклассником. Наиболее значительные навыки, которые школа дает ребенку — это умение читать, писать и...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....