Совершенствование грамматического строя речи детей с ОВЗ посредством игр и упражнений
рабочая программа по логопедии
Совершенствование грамматического строя речи детей с ОВЗ посредством игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_samoobrazovanie.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 – ЦРР»
Рабочая программа
Совершенствование грамматического строя речи детей с ОВЗ посредством игр и упражнений
разработчик
Смыкова Ольга Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 73 – ЦРР»
Содержание рабочей программы
1. Целевой раздел……………………..……………….…………………………3
1.1 Пояснительная записка………..…………………………………………….3
1.2 Цель рабочей программы…………………………..………………………..3
1.3 Задачи рабочей программы………………………………………………....3
1.4 Принципы и подходы в организации образовательного подхода………..3
1.5 Особенности развития речи детей с ОНР дошкольного возраста ……….4
1.6 Планируемые результаты освоения Программы…………………………..6
2. Содержательный раздел………………………………………………………7
2.2 Тематическое планирование ………………………………………………12
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Перечень нормативных документов.
Федеральный уровень.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ».
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО.
Локальные акты.
- Устав МБДОУ Д/с № 73- ЦРР.
- АОП ДОМБДОУ Д/С № 73-ЦРР.
Группа реализует «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В.
Актуальность.
Сегодня ребёнку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родному языку в школе. Поэтому одной из задач в ДОУ является формирование у них грамотной речи, так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности.
Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
1.2 Цель
Формирование грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием игр и упражнений.
1.3 Задачи
1. Формирование словообразования у дошкольников с ОНР.
2. Формирование словоизменения у детей с ОНР.
3. Закрепление грамматических форм в предложениях и связной речи.
1.4 Принципы и подходы
Основой календарного и перспективного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно- развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Кроме того, программа имеет в своей основе также следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка;
- принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
1.5 Особенности развития речи детей с ОНР дошкольного возраста
Дети с ОНР – это дети с поражением ЦНС, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающиесостояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.
При 1 уровне речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов и лепетных слов. Вызывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребления слов, когда одни и те же слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.
Практически отсутствует понимание категории числа, времени, рода и падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры. При переходе ко 2 уровню речевая активность ребёнка возрастает. Активный словарь расширяется за счёт обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращённой речи расширяется, хотя пассивный словарь ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи. Третий уровень характеризуется развёрнутой фразой с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребёнок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Отмечаются множественные аграмматизмы. Дети неправильно употребляют предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажениях, заменах или смешении звуков. Более устойчивым становиться произношение слов сложной структуры. Дети могут повторить трёх- и четырёхсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Четвёртый уровень характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребёнка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющихся в неспособности ребёнка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечёткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Всё это показатели незакончевшегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими и ошибки при употреблении суффиксов ( единичности, эмоционально- оттеночных, уменьшительно-ласкательного, увеличительных).Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Дети испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его речи. Особую трудность представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с ОНР имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
1.6 Планируемые результаты освоения Программы
- Дети научились согласовывать слова в числе, роде, падеже.
- Овладели навыками составления распространённых предложений.
- Образуют слова с уменьшительно – ласкательным значением.
- Замечают и исправляют ошибки у товарищей.
- Появилась потребность следить за своей речью и оценивать её.
2. Содержательный раздел
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Расписание индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности: 1 раз в неделю.
Срок освоения: 2 года.
Объём времени: 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 37 занятий в год.
Форма деятельности: индивидуальная деятельность.
Форма контроля: педагогическая диагностика.
Тематический план 5 - 6 лет
Месяц | №п/п | Тема занятия | Цель | Материал и оборудование |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Выявление уровня речевого развития | Диагностический материал согласно программе Нищевой Н.В. |
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Октябрь | 5 | Осень | Совершенствовать понятие предложение и умение оперировать им. | Д/И «Кубики» |
6 | Овощи. Огород | Совершенствовать умения использовать в речи многозначные глаголы в составе сложных предложений | Д/И «Режиссёр» | |
7 | Сад. Фрукты | Совершенствовать умение составлять простые предложения с противопоставительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Обогащать словарный запас глаголами в единственном и множественном числе. | Д/И с фонариком «Что в корзинке» | |
8 | Лес. Грибы. Ягоды. | Совершенствовать умения употреблять существительные в винительном падеже с нулевым окончанием | Д/И с фонариком «Таня и Маша» | |
9 | Лес. Грибы. Ягоды. | Совершенствовать умения употреблять существительные в винительном падеже с окончаниями в составе сложного предложения. | Д/И с фонариком «Что я вижу в лесу?» | |
Ноябрь | 10 | Одежда | Совершенствовать умения употреблять существительные в дательном падеже | Д/И «Кубики» |
11 | Обувь | Совершенствовать умения употреблять существительные в творительном падеже | Д/У «Подбери обувь к наряу» | |
12 | Игрушки | Совершенствовать умения употреблять существительные в родительном падеже. | Д/У «Сосчитай машинки и матрёшки» | |
13 | Посуда | Совершенствовать умения употреблять существительные в предложном падеже с | Д/И «Накроем стол к празднику» | |
Декабрь | 14 | Зима. Зимующие птицы | Совершенствовать умения употреблять предлог «у» в составе простых и сложных предложений. | |
15 | Домашние животные зимой | Совершенствовать умения различать и употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя», «мои», «моё» и согласовывать их с существительными. | Д/И с прищепками «Чей хвостик» | |
16 | Дикие животные зимой | Совершенствовать умения различать и употреблять глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени и согласовывать их с числительными. | Д/И «Найди маму» | |
17 | Новый год | Совершенствовать умения различать и употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида | Д/И «Наряди ель и ёлочку» | |
Январь | 18 | Мебель | Обеспечить практическое усвоение предлогов «на» и «под» | Д/И с фонариком «Мебельный магазин» |
19 | Транспорт | Совершенствовать навык употребления предлога «в» | Д/У «Дорога в город» | |
20 | Профессии на транспорте | Совершенствовать навык употребления предлога «из» | Д/И «Отдел кадров» | |
Февраль | 21 | Детский сад. Профессии | Совершенствовать навык употребления существительных множественного числа с окончаниями –а-, -я- и составлять с ними предложения. | Д/И «Отдел кадров» |
22 | Профессии. Швея | Совершенствовать навык употребления предлогов «с» и «со» в составе предложения. | Д/И «Отдел кадров» | |
23 | Профессии на стройке | Формировать умение составлять простые предложения с противопоставительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | Д/И «Отдел кадров» | |
24 | Наша армия | Совершенствовать навык употребления предлогов «к» и «по» в составе предложения | Д/И с прищепками«Кому что нужно» | |
Март | 25 | Весна | Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными | Д/И с фонариком «Весна» |
26 | Комнатные растения | Совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных при помощи различных суффиксов | Д/У «Огород на окне» | |
27 | Аквариумные и пресноводные рыбы | Совершенствовать навык употребления предлога «над» | Д/И «Рыбка» | |
28 | Наш город | Совершенствовать умения употреблять предлог «для» | Д/И с фонариком «Мой город» | |
Апрель | 29 | Весенние сельскохозяйственные работы | Совершенствовать навык различения и употребления предлогов «над», «под» и «между». | Д/У «Снимаем фильм» |
30 | Космос | Совершенствовать навык различения и употребления предлогов «за», «перед» и «между» | Мнемотаблицы | |
31 | Хлеб | Совершенствовать навык различения и употребления предлогов «из», «из-за». | Мнемотаблицы | |
32 | Почта | Совершенствовать навык различения и употребления предлогов простых и сложных предлогов | Мнемотаблицы | |
33 | ПДД | Совершенствовать навык употребления существительных множественного числа в родительном падеже с окончанием –ов. | Мнемотаблицы | |
Май | 34 | ПДД | Обогащать словарный запас глаголами. Формировать умения образовывать глаголы от существительных и прилагательных. Совершенствовать навык использовать глаголы в составе предложений | Д/И «На дороге» |
35 | Насекомые и пауки | Совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные. | Д/И с фонариком « На полянке» | |
36 | Времена года. Лето | Совершенствовать умения отгадывать и составлять загадки. | Мнемотаблицы, Д/У «Заполни таблицу» | |
37 | Полевые цветы | Формировать умения составлять сложные предложения и объединять их в рассказ. | Д/И «Букет для мамы» |
Список литературы
1.Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.- СПб.: Каро, 2004
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002
4.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1999
5.Кубрякова Е. С. Что такое словообразование.- М.: Наука, 1965
6.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб.: Союз, 1999
7.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
8.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб.: Союз, 2001.
9.Левчук Е. А. Грамматика в сказках.- СПб.: Детство-Пресс, 2003
10. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности.- М.: Наука, 1974
11.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб.: Союз, 2001
12.Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2007.
13.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967
14.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
15.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 2005
16.Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений.- СПб.: Детство- Пресс, 1999
17.Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 2000
18.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.- М., 1989
19.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: Просвещение, 1991
20.Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»
В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Совершенствование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией
конспект...
Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...
Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР
Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...
картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет
картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет...