Развиваем связную речь
консультация по логопедии

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем связную речь

 

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Связная речь существует в двух формах: диалог и монолог.

Диалог– первичная по происхождению форма речи. Диалог – это умение слушать и понимать собеседника, знать предмет, о котором идёт речь, умение самому задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника.

Монолог– связная речь одного лица. Монолог – это: 1) рассказ о себе, о событиях своей жизни; 2) пересказ прочитанного или услышанного, рассказ об увиденном; 3) описание предмета, явления; 4) составление рассказа по серии сюжетных картинок; 5) составление рассказа по сюжетной картинке; 6) рассказывание с элементами творчества, сочинение.

Связная речь формируется на протяжении всей жизни. А основы её закладываются в довольно раннем возрасте—в дошкольном детстве. Наша задача – помочь детям в этом, создать условия для развития связной речи.

Условия для успешного овладения связной речью:

-   формирование потребности в употреблении монологических высказываний: интересуйтесь всем, что происходит с ребёнком, с его друзьями, что он чувствует, что думает; играйте, читайте книги, вместе смотрите мультфильмы, ходите в театр, на выставки, обсуждайте всё происходящее;

-   усвоение соответствующих средств построения развернутого сообщения, т.е. определенный уровень развития лексико-грамматического строя речи.

Подготовительные упражнения для развития связной речи

Эти упражнения можно выполнять когда идёте в детский сад или домой из садика, во время прогулки, перед сном:

•«Я знаю 5 названий … » (животных, транспорта, овощей и т.д., с возрастом количество увеличивать).

•«Охота на слова» (что можно «поймать» в продуктовом магазине (витрина, хлеб, сметана, колбаса, сосиски, касса, весы, продавец), в троллейбусе, в театре и т.д.).

•«Узнай предмет по деталям» (кузов, кабина, колёса, руль– что это?).

•«Угадай, о чём я» (Красное, круглое, гладкое, сочное, сладкое, хрустящее – что это? Аналогичное упражнение «Сходи в магазин и купи тёплую, пушистую, длинную, лисью …» Также с глаголами - мяукает, царапается……- кто это? Сначала взрослый, затем ребёнок.)

•«Скажи наоборот» (веселый – грустный, вверх – вниз, добро – зло, завязывать – развязывать).

•«Похожие слова» или «Скажи по – другому» (бежать – мчаться, невесёлый – грустный, недалеко – близко, маленький – крохотный).

•«Один–много» (город–города, дерево–деревья).

•«Скажи ласково» (дом–домик, машина–машинка).

•«Новые слова» (листья падают–листопад, голубые глаза—голубоглазый).

•«Какой он?» (если мяч из резины, значит он какой?- о любых предметах).

•«Доскажи словечко»- ребенок должен закончить предложение: В лесу растут… Зимой на улице холодно, а летом … Мальчик едет на … Куртка висит где? (на любую тему)

•«Наведи порядок» - составить предложение из слов (1. Любить, медведь, мёд, сладкий.2. Мышка поймала кошку.).

•«Подбери рифму» (коша–ложка–крошка– картошка).

•Заучивание стихотворений.

•Полные ответы на вопросы – Что вы делали на прогулке? – На прогулке мы сначала подметали листья, потом строили замок из песка, играли в подвижные игры.

Это были подготовительные упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. Регулярное выполнение таких упражнений является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний – пересказ, рассказ – описание, рассказывание по картинам и др.

Следующий этап – обучение рассказыванию

Вы можете предложить ребёнку следующие задания:

1.      Расскажи о любимой игрушке (о другом предмете) – Что это? Из чего сделано? Как устроено? Для чего нужно? (Сначала расскажите сами).

2.      Перескажи прочитанный рассказ, сказку, просмотренный мультфильм. (Помогите начать рассказывать. Поменяйтесь в середине рассказа – дайте ребёнку отдохнуть, часть сказки расскажите сами).

3.      Рассматривая сюжетную картину, можете задать ребёнку наводящие вопросы:

1)      Какое время года?  2) кто изображён?  3) Что делает?  4) Что будет потом?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей дошкольных групп «Развиваем связную речь»

Данная деловая игра проводится с педагогами дошкольных учреждений с целью повышения профессиональной компетентности по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи.  В ходе де...

Статья "Когда и как развивать связную речь дошкольника"

Развитие связной речи -необходимое условие подготовки ребенка к школьному обучению. Педагогами дошкольных учреждений ведется работа над развитием связной речи ребенка. Однако для некоторой части детей...

Шпаргалка для родителей. Развиваем связную речь

Информация представлена в форме буклета....

Развиваем связную речь ребенка 3-4 лет

Консультация для родителей по развитию связной речи младшего дошкольника...

Развиваем связную речь детей. Шпаргалка для заботливых мам и пап

Подсказки для родителей- как помочь ребенку рассказать ......

Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»

Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей....

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...