Статья "Когда и как развивать связную речь дошкольника"
статья по логопедии

Низамова Зиля Семигулловна

Развитие связной речи -необходимое условие подготовки ребенка к школьному обучению. Педагогами дошкольных учреждений ведется работа над развитием связной речи ребенка. Однако для некоторой части детей эта работа оказывается недостаточной. Следовательно, работа по развитию связной речи должна вестись и родителями начиная уже с младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Уважаемые родители! Как известно, для успешного обучения в школе, у  ребенка старшего дошкольного возраста должна быть хорошо развита связная речь. Ребенок должен уметь составлять описательные рассказы о животных, каких-либо предметах и т.д., составлять короткие рассказы по картине, пересказывать короткие тексты, известные сказки.

          Воспитателями детского сада ведется работа по развитию связной речи начиная уже с младшего возраста. Если некоторая часть детей составляет рассказы и пересказы с легкостью, то другая часть детей испытывает трудности. Воспитатели не в силах проводить индивидуальную работу по развитию связной речи с каждым ребенком. Поэтому обучать рассказу и пересказу должны сами родители.

              Дорогие родители! Чтобы развивать связную речь ребенка необходимо регулярно читать рассказы, сказки, короткие тексты, стихотворения. Очень полезно беседовать по прочитанным рассказам и сказкам. Спросите у ребенка: понравилось ли ему сказка, какие герои понравились и какие не понравились, что его больше всего удивило и т.д. Если имеются картинки, попробуйте вместе с ребенком пересказать сказку.

          С детьми младшего возраста полезно составлять описательные рассказы, то есть описывать животных, растения, какие-либо предметы. Например, описывая какое-либо животное, нужно спросить у ребенка: что есть у животного, какого он цвета, где он живет, чем питается, какую пользу приносит и т.д. Очень важно добиваться от ребенка полного ответа на поставленный вопрос. На вопрос: «Что есть у коровы?», ребенок должен отвечать: «У коровы есть рога, уши, копыта, хвост…»ит.д. Таким образом, отвечая на ваши вопросы, ребенок составляет описательный рассказ. После ответов на ваши вопросы, попросите ребенка еще раз рассказать о животном, но уже самостоятельно. Такие беседы можно проводить и о растениях, и о насекомых, и о неживых предметах. Они обогащают словарь ребенка, расширяют знания об окружающем – что является залогом успешного развития связной речи.

       Детей старшего дошкольного возраста необходимо обучать пересказыванию коротких текстов. Необходимо соблюдать следующую последовательность. Сначала читается сам текст. Затем задаются вопросы по тексту. Желательно чтобы вопросы задавались на каждое предложение текста. Ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением. Далее текст читается повторно и лишь затем ребенок самостоятельно пересказывает текст.

    Очень полезно обучать ребенка составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Сначала вместе с ребенком разложите картинки в нужном порядке, затем попробуйте составить рассказ по картинкам. Если в начале ребенок будет испытывать трудности, то со временем он научиться составлять яркие и богатые по содержанию рассказы.

       Развивать связную речь можно в любое время. Возвращаясь из детского сада, спросите у ребенка, чем он занимался в детском саду, в какие игры играл, что интересного узнал, какие рассказы и сказки слушал. Такие беседы помогают вам не только развивать связную речь ребенка, но и стать ему ближе, узнать его лучше, узнать его интересы, его отношение к окружающему вокруг.

       Будьте внимательнее к детям, развивайте их связную речь. Успехов вам!

           D:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Зиля\Фотки работа\P1040473.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Педагогический совет: "Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"

Цель педагогического совета: создание информациооного пространства для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...