Методическая разработка «Обследование состояния экспрессивной речи у детей с ОВЗ»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка "Обследование состояния экспрессивной речи у детей с ОВЗ и инвалидностью. Критериии оценки: уровни речевого развития: 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_fevral_2024_.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Обследование состояния экспрессивной речи у детей с ОВЗ»
1. Характер экспрессивной речи.
Цель: определить характер и особенности экспрессивной речи ребёнка.
Критерии оценки :
I уровень речевого развития. Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ребенок произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания. Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов.
II уровень речевого развития. Пользуется ребёнок простой фразой. Фраза аграмматичная, структурно нарушенная. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.
III уровень речевого развития. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка. Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.
Особенности речи.
Необходимо отметить склонность к эхолалии, наличие речевых штампов.
Данный раздел содержит только качественную оценку характера речи.
2. Состояние активного словаря.
• Задание 1. Состояние номинативного словаря.
Ребёнок называет по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
4 года – игрушки, посуда, одежда, обувь.
5 лет – мебель, овощи, фрукты, птицы.
6 лет – ягоды, насекомые, животные, транспорт.
• Задание 2. Умение называть части предметов и объектов.
4 года – назвать, изображенные на картинках ноги, руки, голову, глаза, уши, спинку стула, сиденье и ножки стула, кузов и колеса машины.
5 лет – ребёнок называет нос, рот, шею, живот, грудь, рукав, воротник, пуговицу, кабину и руль машины.
6 лет – ребенок называет локоть, ладонь, затылок, висок, манжету, петлю для пуговицы, фары и мотор машины.
• Задание 3. Знание обобщающих слов.
Ребёнок должен назвать одним словом предметы, изображенные на картинках.
4 года – мяч, кукла, машинка; рубашка, платье, шорты; тапки, туфли, ботинки.
5 лет – стул, стол, шкаф; огурец, помидор, морковь; яблоко, банан, апельсин; воробей, голубь, сова.
6 лет – клубника, смородина, черника; муха, комар, бабочка; кошка, собака, корова; самолёт, автобус, машина.
• Задание 4. Знание антонимов.
6 лет – подобрать слова – «наоборот» : друг – враг, горе -, легкий -, давать -, добро -, горячий - ….
Задание 5. Состояние предикативного словаря.
4 года – ребенок отвечает на вопросы с опорой на картинки.
Что делает мальчик? (ест). Что делает девочка? (спит).
5 лет – ребенок отвечает на вопросы логопеда.
Как передвигаются птицы, рыбы, змея, лягушка, человек? Как подают голос звери?
6 лет – ребенок отвечает на вопросы логопеда.
Как подают голос животные? Ворона каркает.
Задание 6. Называние цветов.
Ребенок называет предъявленные цвета.
4 года – красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.
5 лет –основные + оранжевый, голубой.
6 лет – к тем же + серый, фиолетовый.
• Задание 7. Назови какой формы?
Ребенок называет форму предмета с опорой на картинки.
4 года – Мяч какой? (круглый). Платок какой? (квадратный).
5 лет – Солнце какое? (круглое). Печенье какое? (квадратное). Косынка какая? (треугольная). Огурец какой? (овальный).
6 лет – аналогично
Критерии оценки : см. выше
Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -21 (Для детей 6 лет).
19-21 балл – высокий уровень.
8-18 баллов - средний уровень.
0-7 баллов – низкий уровень.
Максимальный балл для детей 4-5 лет -18.
16-18 баллов – высокий уровень.
7-15 баллов – средний уровень.
0-6 баллов – низкий уровень.
3. Состояние грамматического строя речи.
• Задание 1. Изменение существительных по числам.
Ребенок образовывает форму множественного числа существительных по аналогии с опорой на картинки.
4 года – стол – столы, кот – коты, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки, окно – окна.
5 лет – рот – рты, лев – львы, река – реки, ухо – уши, кольцо – кольца.
6 лет – глаз – глаза, лист – листья, стул – стулья, дерево – деревья, пень – пни, воробей – воробьи.
• Задание 2. Изменение существительных по падежам.
Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.
4 года – Что есть у мальчика? (мяч). Чего нет у мальчика? (мяча).
5 лет – Ответить на вопрос «Чего много?» по картинке.
Много шаров, ключей, берез, ложек, окон.
6 лет - Ответить на вопрос «Чего много?» по картинке.
Много карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.
• Задание 3. Согласование прилагательных с существительными.
4 года – красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.
5 лет – оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.
6 лет – фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.
• Задание 4. Употребление предложно-падежных конструкций.
Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.
4 года – Где стоит ваза? (На столе).
5 лет – Где сидит снегирь? (На дереве).
6 лет – Где лежит мяч? (Под столом).
• Задание 5. Согласование числительных с существительными.
Ребенку предлагается сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»
4 года – два кота, пять котов, две машины, пять машин.
5 лет – два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон.
6 лет – два пня, пять пней, два воробья, пять воробьёв, две шали, пять шалей,
• Задание 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.
4 года – стол – столик, чашка – чашечка, сумка – сумочка, ведро – ведерочко.
5 лет – забор – заборчик, носок – носочек, лента – ленточка.
6 лет – палец – пальчик, изба – избушка, крыльцо – крылечко, кресло – креслице.
• Задание 7. называние детёнышей животных.
Ребенок продолжает предложение, начатое логопедом с опорой на картинки.
4 года – У кошки – котенок. У лисы – лисёнок. У утки – утёнок. У слонихи – слоненок.
5 лет – У зайчихи – зайчонок. У волчицы – волчонок. У белки – бельчонок. У козы – козлёнок.
6 лет – У медведицы – медвежонок. У бобрихи – бобренок. У барсучихи – барсучонок. У собаки – щенок. У коровы – теленок.
Доп. задания для детей 6 лет.
• Задание 8. Образование относительных прилагательных.
Стол из дерева какой?- деревянный. Аквариум из стекла.
Задание 9. Образование притяжательных прилагательных.
Очки бабушки (чьи)- бабушкины. Туфли мамы - … Задание 10. Образование приставочных глаголов.
• Задание 11. Образование глаголов совершенного вида.
Составить предложения по картинке.
Девочка строит дом. – девочка построила дом.
Критерии оценки : см выше
Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -21 (для детей 4-5 лет).
19-21 балл – высокий уровень.
8-18 баллов - средний уровень.
0-7 баллов – низкий уровень.
Максимальный балл для детей 6 лет -33.
30-33 балла – высокий уровень.
12-29 баллов – средний уровень.
0 – 11 баллов – низкий уровень.
4. Состояние связной речи.
Цель: выявить уровень развития связной речи.
Методы : выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Составление предложения по предметной картинке.
• Задание 2. Составление предложения по картинке с действием.
• Задание 3. Составление рассказа по сюжетной картинке. Картинка должна содержать сюжет хорошо знакомый ребенку.
• Задание 4. Составление рассказа – описания.
• Задание 5. Составление рассказа по серии картинок (Для 6 лет).
• Задание 6. Составление рассказ из личного опыта (для 6 лет).
• Задание 7. Пересказ. Прочитав рассказ из нескольких предложений, логопед задает ребенку вопросы по содержанию. Затем рассказ ещё раз перечитывается, предлагается план рассказа. После этого ребенок пересказывает рассказ.
Критерии оценки.
3 балла –Рассказ последователен, не нарушены временные и причинно-следственные связи. Предложения построены грамотно.
2 балла – при выполнении задания отмечались единичные не грубые ошибки. Предложения построены правильно, но возможна упрощенная структура высказывания. Использовалась помощь логопеда (наводящие вопросы).
1 балл – ребенок с трудом справился с заданием при помощи логопеда. Предложения простые. Возможно искажение содержания, нарушение временной последовательности действий. Характерно перечисление отдельных предметов и действий.
0 баллов – ребенок не выполняет задание.
Баллы начисляются за каждое задание. Максимальное количество баллов – 15 (для 6 лет – 21 балл).
Высокий уровень развития связной речи – 13-15 (18-21)баллов.
Средний уровень – 7-12 (8-17)баллов.
Низкий уровень – 0-6 (0-7) баллов.
5. Исследование фонетической стороны речи.
1. Исследование звукослоговой структуры слова.
Ребенок повторяет за логопедом слова и предложения с опорой на картинки.
4 года – кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.
5 лет – самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни.
6 лет – тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Регулировщик руководит движением на перекрёстке. Критерии оценки.
Высокий уровень – звукослоговая структура не искажена.
Средний уровень – наблюдается незначительное искажение структуры слова: возможны пропуски согласных при стечении, перестановки слогов в многосложных словах, при этом структура слова не изменяется.
Низкий уровень – грубое искажение структуры слова.
2. Состояние звукопроизношения.
3. Состояние дыхательной и голосовой функции.
Отмечается тип дыхания, объём дыхания, продолжительность речевого выдоха, сила и модуляция голоса.
4. Особенности динамической стороны речи.
Отмечается темп, ритм речи, паузация, интонированность речевого высказывания.
5. Состояние фонематических функций.
Процедура проведения.
• Задание 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Ребенок повторяет за логопедом пары слогов :
4 года – ба – па, га-ка, да-та, ма-ба, ва-ка, на-ня.
5 лет – ба-па-ба, да –та –да, га-ка-га, за-са-за, та-тя-та.
6 лет – са-ша-са, жа-ша-жа, са-ца-са, ча-тя-ча, ла-ля-ла.
• Задание 2. Выделение начального звука в слове.
4-5 лет – Назови, какой звук в слове первый.
Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искры.
6 лет – мост, пол, дом, вода, кот, год, банка, тапки, нос, фартук, хлеб.
• Задание 3. Выделение конечного звука.
6 лет – Назови, какой звук слышен в конце слова.
Кот, сом, мох, суп, лимон, сок.
• Задание 4. Определение последовательности звуков в слове.
6 лет – Назови все звуки по порядку.
Кот, дом, вата, дубы.
• Задание 5. Определение количества звуков в слове.
6 лет – Посчитай, сколько звуков в слове.
Бык, дом, вата, банан.
• Задание 6. Составление слова из звуков.
6 лет – Какое слово получится из звуков.
Д, ы, м- дым, к,а,ш,а – каша, с,у,ш,а –суша.
• Задание 7. Придумай слово на заданный звук.
4-5 лет – слово на «А», «М», «О».
6 лет – слово на «И», «С», «Д».
• Задание 8. Отбери картинки на данный звук.
6 лет – найди картинки, названия которых начинаются на «А», «П», «Ш». Критерии оценки : см. выше
Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -9 (для детей 4-5 лет).
7-9 баллов – высокий уровень.
4-6 баллов - средний уровень.
0-3 балла – низкий уровень.
Максимальный балл для детей 6 лет -24.
21-24 балла – высокий уровень.
10-20 баллов – средний уровень.
0 – 9 баллов – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоцио...
Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"
Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...
Методическая разработка "Обследование грамматического строя речи у детей с ОВЗ с ТНР 4-5 лет"
Материал разработан с целью получения наиболее точных данных уровня сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР...
Методическая разработка: "Обследование грамматического строя речи у детей с ОВЗ, ТНР
Среди детей имеющих ТНР посещающих речевую группу детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность грамматического строя речи накладывает свой отпечаток на речь. Обсле...
Методическая разработка: «Развитие эмоциональной экспрессивной сферы у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка: «Развитие эмоциональной экспрессивной сферы у детей дошкольного возраста» В дошкольном образовании большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка, пони...
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
В статье представлены содержание и результаты диагностики состояния навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и минимальными дизар...