Использование скороговорок для автоматизации звуков в домашних заданиях
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Использование скороговорок для автоматизации звуков в домашних заданиях
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки. Некоторые стороны звучащей речи, например, громкость, темп, интонационная выразительность, отрабатываются в процессе пересказов сказок, рассказов, при чтении стихотворений.
Скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки — в ускоренном. Указывая на роль скороговорок в формировании звукопроизношения, 3. Савкова в книге «Как сделать голос сценическим» справедливо отмечает: «Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Однако, как правило, этим применение чисто- и скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).
Чисто- и скороговорки могут быть использованы практически в работе с детьми любого возраста: произнесение шуток-чистоговорок — в младшем дошкольном возрасте, чистоговорок — в среднем, скороговорок — в старшем. Упражнения с использованием чисто и скороговорок могут быть применены как на занятиях родного языка, так и вне их (во время игр «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и др. для детей старшего дошкольного возраста).
Детям младшего и среднего дошкольного возраста предлагаются небольшие по объему, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.
Воспитателю совсем не обязательно давать для заучивания все предлагаемые в книге чистоговорки (скороговорки). Следует использовать те из них, которые по содержанию больше всего подходят к тому или иному речевому занятию. Одни и те же чистоговорки и скороговорки можно использовать неоднократно и с различной целью. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» можно использовать для закрепления звуков [ж], [л]; тренировки голосового аппарата, когда детям предлагают произнести ее громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно, с выделением голосом какого-то одного слова.
Формирование правильного звукопроизношения в детском саду осуществляется в несколько этапов: уточнение и закрепление правильного произношения изолированного звука; закрепление звука в слогах, в словах, фразах. Чисто- и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях.
Закрепление звуков в слогах представляет особую трудность, так как бессмысленное их повторение, как правило, не вызывает интереса у детей. Шутки-чистоговорки, как показывает практика, удобны в том отношении, что с их помощью воспитатель имеет возможность поупражнять детей в правильности и четкости произнесения отрабатываемых звуков в слогах и словах.
В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, воспитатель показывает игрушку, изображающую корову, обыгрывает содержание шутки-чистоговорки и предлагает детям произнести ее: «Му-му-му! Молока кому?» Или проводит игру «У кого лиса (коза)?» Воспитатель незаметно дает кому-нибудь из детей игрушку и предлагает по очереди спрашивать: «Са-са-са, у кого лиса?» После 3-4 вопросов он вызывает ребенка, у которого находится игрушка. Он встает, показывает игрушку и говорит: «Са-са-са, у меня лиса». Затем воспитатель предлагает нескольким детям сказать: «Са-са-са, у Светы (Миши) лиса».
При произнесении шуток-чистоговорок воспитатель обращает внимание на правильность и четкость произнесения закрепляемых звуков, которые даются в определенной последовательности: сначала простые, потом — сложные. Для закрепления звуков берутся шутки-чистоговорки, насыщенные не только твердыми согласными, но и мягкими.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель предлагает более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например, для различения свистящих и шипящих звуков: «Саша сушила шубу на солнышке», твердых и мягких согласных, например, л и ль: «Морская волна сильна и вольна», звонкие и глухие: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»; звуков [с] — [з]: «Са-за, са-за, са-за-за — улетела стрекоза», звуков [л] ([л’]) и [р] ([р’]): «Лара у Вали играет на рояле». Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработке быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.
В среднем и старшем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Так, воспитатель предлагает детям задания на подбор слов к определенной группе слогов: «Ра-ра-ра, за рекой видна... (гора); Су-су-су, живет лиса в... (лесу)».
В средней группе, предлагая детям повторить чистоговорку, воспитатель выделяет отрабатываемые звуки голосом (произносит протяжнее, громче), обращает на это их внимание и просит повторить также: «У маленькой С-с-сони с-с-санки едут с-с-сами».
Скороговорки — незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста. При произнесении их необходимо добиваться, чтобы дети не только быстро произносили фразу, но, что очень важно, отчетливо и ясно произносили слова и каждый звук в отдельности.
При работе над дикцией воспитатель может дать детям задание произносить чистоговорки (скороговорки), выделяя голосом отдельные звуки. Полезно предлагать детям произносить чистоговорки шепотом, это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата.
Чисто- и скороговорки с большим успехом могут использоваться на заключительном этапе по закреплению звуков и введению их в речь у детей, имевших дефекты звукопроизношения.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки с большим успехом можно использовать для тренировки. С этой целью детям предлагают следующие упражнения: произнести чистоговорку тихо (вполголоса, громко), быстро (умеренно, медленно), выделять голосом во фразе отдельные слова (группы слов), с вопросительной (утвердительной интонацией).
Одну и ту же чистоговорку можно предлагать детям произносить по-разному: в умеренном темпе, но тихо (громко, вполголоса, шепотом); с обычной громкостью, но быстро (умеренно, в слегка замедленном темпе).
Чередуя таким образом задания, воспитатель отрабатывает нужный раздел звуковой культуры речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
Мнемотаблицы к текстам скороговорок для автоматизации звуков позднего онтогенеза
Анализ литературы по технике речи показывает, что, безусловно, скороговорка является одним из самых действенных средств в формировании четкой, ясной дикции.Скороговорка интересна нам как материа...
Картотека чистоговорок, скороговорок на автоматизацию звуков
для логопедических групп...
Картотека чистоговорок и скороговорок для автоматизации звуков
Картотека чистоговорок и скороговорок для автоматизации звуков предназначена для родителей и педагогов...
Сборник скороговорок для автоматизации звуков
Сборник скороговорок для автоматизации звуков...
Автоматизация звуков в домашних условиях . Игры для автоматизации звука.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...
Мастер - класс для родителей по теме: "Использование игровых приемов для автоматизации звуков в домашних условиях"
Мастер - класс для родителей по теме: "Использование игровых приемов для автоматизации звуков в домашних условиях"...