дидактическая игра по развитию звукового анализа слов "Разноцветные мельницы"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Федорчук Елена Владимировна

Пособие познакомит педагогов с интересным способом развития звукового анализа у старших дошкольников с использованием прищепок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnye_melnitsy.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по проведению дидактической игры

«Разноцветные  мельницы»

разработала

Федорчук Е.В.

Балаганск 2023

Актуальность

    Старший дошкольный возраст – период активной подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Это значит, что у  каждого ребёнка к семи годам должны быть сформированы некие предпосылки к школьному обучению, те особые навыки, позволяющие облегчить процесс становления чтения и письма. Одним из них является навык звукового анализа слышимой речи. Что он предполагает? Это умение определить: наличие или отсутствие  определённых звуков в слове, их количество, последовательность, место в слове. К тому же звуковой анализ слова помогает ребёнку ближе познакомиться не только со звуковым составом слова, но и с его семантикой. Ведь  в русском языке есть великое множество слов, сходных по звучанию, а то и вообще, отличающихся лишь одним звуком. Поэтому обучение звуковому анализу слов является одной из приоритетных задач работы по развитию и коррекции речи, которая осуществляется на логопедических занятиях.

   Работа по формированию, развитию, совершенствованию навыка звукового анализа слов предполагает использование большого количества методов  обучения. Одни из них – это дидактические игры. Они  занимают одно из первых мест среди других, используемых на логопедических занятиях.  Наряду с основной образовательной задачей  дидактическая игра помогает решать ещё некоторые второстепенные: развивает у дошкольника усидчивость, тренирует внимание, память, моторику рук, обогащает словарь, способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет активизировать умственную активность в целом.  В связи с этим считаю, что наряду с  другими игровыми методами дидактическая игра остаётся актуальной, необходимой и  эффективной в работе над коррекцией  развитием речи, в частности, при совершенствовании навыка звукового анализа слов.

    Так как  работа по формированию и совершенствованию навыка звукового анализа слов  имеет несколько этапов и занимает длительное время, то в арсенале учителя-логопеда должно быть достаточное количество игр, которые разнообразят процесс обучения. Одной из них  является игра «Разноцветные мельницы».

Цель игры – совершенствовать навык звукового анализа слов детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Развивать фонематический слух;
  • Обучать  умению подбирать слова с заданным звуком;
  • Формировать навык восприятия и различения звуков речи;
  • Развивать умение  определять и запоминать позицию звука в слове; 
  • Активизировать словарь детей;

2. Коррекционно – развивающие:

  • развивать мелкую моторику, навык пальцевого захвата;
  • совершенствовать умение работать обеими руками;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать познавательную активность дошкольников;

3.Коррекционно – воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества и  взаимодействия со взрослым и сверстниками;
  • воспитание доброжелательности к сверстникам, умения оказать друг другу помощь;
  • воспитание умения слушать, выполнять по образцу и правилу;

Оборудование: прищепки (4 штуки на каждого ребёнка), картонные круги, разделённые на 7 секций, картинки предметные маленькие для детей (4 набора), картинки предметные большие (для логопеда)

Ход игры:

После приветствия учитель-логопед загадывает загадку про прищепку. Интересуется у детей, для чего нужны прищепки. Дети делятся опытом. Далее им сообщается, что сегодня они сыграют с прищепками в игру «Разноцветные мельницы». Педагог говорит инструкцию: внимательно посмотреть на картинку взрослого, определить первый звук в названии картинки, среди своих картинок на столе найти ту, которая начинается на такой же звук и прикрепить её к картонному кругу с помощью прищепки. По ходу игры логопед интересуется у детей, все ли справляются, спрашивает некоторых детей, какие картинки они прикрепили, просит помочь отстающим тех детей, которые правильно выполняют задание. В конце подводится итог: была ли игра интересной, все справились, что было трудным. Выслушивается мнение детей.

Стоит отметить практические плюсы данной дидактической игры:

  • легко организовать с любым количеством детей (следовательно, может использоваться на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях);
  • участие педагога в игре минимально, дети самостоятельно решают образовательную задачу;
  • взрослый на месте видит, насколько успешно каждый ребёнок умеет определять первый звук в слове;
  • дети  способны учиться оказывать друг другу помощь (самостоятельно или по просьбе логопеда);
  • игра доступна в материальном плане;
  • картинки в игре можно менять  сколько угодно долго;

Возможные трудности при проведении игры:

  • дети не всегда внимательно слушают название картинки, не сразу могут определить первый звук;
  • некоторые дети не могут определить первый звук в слове, поэтому не справляются с заданием;

Советы для организации игры   «Разноцветные мельницы»:

  1. на первых порах подбирать картинки, названия которых просты по звуковому составу с постепенным усложнением, удлинением слов;
  2. картинки должны быть оптимального размера, удобные для детской руки;
  3. картонные круги должны быть достаточно жёсткими и толстыми, чтобы прищепки крепко на них держались;
  4. сами прищепки не должны быть тугими, с ними должен справиться ребёнок;
  5. избегать двусмысленности в картинках ( «брюки-штаны», «бык-корова» и т.п.);

Польза дидактических игр на логопедических занятиях бесспорна. При правильной организации игры даже с помощью простых незатейливых  средств у детей дошкольного возраста является возможным развивать различные стороны речи, например, навык звукового анализа слов, который является важным фактором успешного овладения грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»

Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...

Дидактические игры для обучения звуковому анализу и синтезу детей с ОНР 5-6 лет

Для успешного обучения дошкольника чтению необходимо, что бы у ребёнка были сформированы навыки звукового анализа и синтеза.С помощью игр процесс обучения навыкам звукового анализа и синтеза  не ...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры для формирования звукового анализа и синтеза."

С помощью этих упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего малыша....

Электронные дидактические игры для развития звукового анализа и синтеза.

Дидактическая игра повышает эффективность занятия, делает его увлекательным....

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)

Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...