дидактическая игра по развитию звукового анализа слов "Разноцветные мельницы"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Пособие познакомит педагогов с интересным способом развития звукового анализа у старших дошкольников с использованием прищепок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnye_melnitsy.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по проведению дидактической игры
«Разноцветные мельницы»
разработала
Федорчук Е.В.
Балаганск 2023
Актуальность
Старший дошкольный возраст – период активной подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Это значит, что у каждого ребёнка к семи годам должны быть сформированы некие предпосылки к школьному обучению, те особые навыки, позволяющие облегчить процесс становления чтения и письма. Одним из них является навык звукового анализа слышимой речи. Что он предполагает? Это умение определить: наличие или отсутствие определённых звуков в слове, их количество, последовательность, место в слове. К тому же звуковой анализ слова помогает ребёнку ближе познакомиться не только со звуковым составом слова, но и с его семантикой. Ведь в русском языке есть великое множество слов, сходных по звучанию, а то и вообще, отличающихся лишь одним звуком. Поэтому обучение звуковому анализу слов является одной из приоритетных задач работы по развитию и коррекции речи, которая осуществляется на логопедических занятиях.
Работа по формированию, развитию, совершенствованию навыка звукового анализа слов предполагает использование большого количества методов обучения. Одни из них – это дидактические игры. Они занимают одно из первых мест среди других, используемых на логопедических занятиях. Наряду с основной образовательной задачей дидактическая игра помогает решать ещё некоторые второстепенные: развивает у дошкольника усидчивость, тренирует внимание, память, моторику рук, обогащает словарь, способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет активизировать умственную активность в целом. В связи с этим считаю, что наряду с другими игровыми методами дидактическая игра остаётся актуальной, необходимой и эффективной в работе над коррекцией развитием речи, в частности, при совершенствовании навыка звукового анализа слов.
Так как работа по формированию и совершенствованию навыка звукового анализа слов имеет несколько этапов и занимает длительное время, то в арсенале учителя-логопеда должно быть достаточное количество игр, которые разнообразят процесс обучения. Одной из них является игра «Разноцветные мельницы».
Цель игры – совершенствовать навык звукового анализа слов детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Развивать фонематический слух;
- Обучать умению подбирать слова с заданным звуком;
- Формировать навык восприятия и различения звуков речи;
- Развивать умение определять и запоминать позицию звука в слове;
- Активизировать словарь детей;
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую моторику, навык пальцевого захвата;
- совершенствовать умение работать обеими руками;
- развивать зрительно-пространственную ориентировку;
- развивать познавательную активность дошкольников;
3.Коррекционно – воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослым и сверстниками;
- воспитание доброжелательности к сверстникам, умения оказать друг другу помощь;
- воспитание умения слушать, выполнять по образцу и правилу;
Оборудование: прищепки (4 штуки на каждого ребёнка), картонные круги, разделённые на 7 секций, картинки предметные маленькие для детей (4 набора), картинки предметные большие (для логопеда)
Ход игры:
После приветствия учитель-логопед загадывает загадку про прищепку. Интересуется у детей, для чего нужны прищепки. Дети делятся опытом. Далее им сообщается, что сегодня они сыграют с прищепками в игру «Разноцветные мельницы». Педагог говорит инструкцию: внимательно посмотреть на картинку взрослого, определить первый звук в названии картинки, среди своих картинок на столе найти ту, которая начинается на такой же звук и прикрепить её к картонному кругу с помощью прищепки. По ходу игры логопед интересуется у детей, все ли справляются, спрашивает некоторых детей, какие картинки они прикрепили, просит помочь отстающим тех детей, которые правильно выполняют задание. В конце подводится итог: была ли игра интересной, все справились, что было трудным. Выслушивается мнение детей.
Стоит отметить практические плюсы данной дидактической игры:
- легко организовать с любым количеством детей (следовательно, может использоваться на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях);
- участие педагога в игре минимально, дети самостоятельно решают образовательную задачу;
- взрослый на месте видит, насколько успешно каждый ребёнок умеет определять первый звук в слове;
- дети способны учиться оказывать друг другу помощь (самостоятельно или по просьбе логопеда);
- игра доступна в материальном плане;
- картинки в игре можно менять сколько угодно долго;
Возможные трудности при проведении игры:
- дети не всегда внимательно слушают название картинки, не сразу могут определить первый звук;
- некоторые дети не могут определить первый звук в слове, поэтому не справляются с заданием;
Советы для организации игры «Разноцветные мельницы»:
- на первых порах подбирать картинки, названия которых просты по звуковому составу с постепенным усложнением, удлинением слов;
- картинки должны быть оптимального размера, удобные для детской руки;
- картонные круги должны быть достаточно жёсткими и толстыми, чтобы прищепки крепко на них держались;
- сами прищепки не должны быть тугими, с ними должен справиться ребёнок;
- избегать двусмысленности в картинках ( «брюки-штаны», «бык-корова» и т.п.);
Польза дидактических игр на логопедических занятиях бесспорна. При правильной организации игры даже с помощью простых незатейливых средств у детей дошкольного возраста является возможным развивать различные стороны речи, например, навык звукового анализа слов, который является важным фактором успешного овладения грамотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»
Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...
Дидактические игры для обучения звуковому анализу и синтезу детей с ОНР 5-6 лет
Для успешного обучения дошкольника чтению необходимо, что бы у ребёнка были сформированы навыки звукового анализа и синтеза.С помощью игр процесс обучения навыкам звукового анализа и синтеза не ...
Авторские дидактические игры по развитию звукового анализа и синтеза, мелкой моторики, фонематического слуха
Игры по развитию мелкой моьорики, звуко-буквенного анализа и синтеза....
Консультация для воспитателей "Дидактические игры для формирования звукового анализа и синтеза."
С помощью этих упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего малыша....
Электронные дидактические игры для развития звукового анализа и синтеза.
Дидактическая игра повышает эффективность занятия, делает его увлекательным....
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...