Игры, формирующие фонематическое восприятие.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фонематическое восприятие играет очень важную роль в процессе формирования правильного звукопроизношения. Данные виды игр и заданий помогут начинающему педагогу и родителям не допустить ошибок в работе над развитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  фонематических  процессов

1. Упражнения  для формирования неречевого звукоразличения:

• «Угадай, что звучало» Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно  удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

 «Шумящие коробочки» Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

 «Что как звучит» Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

 «Где позвонили» – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

• «Подбери картинку или игрушку»  Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку. При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.

• «Вступите в диалог с ребенком на инструментах» – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

•  «Отрабатываем ритмические структуры». Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
        Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
        Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

•  «Громко-тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

•  «Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

•  «Узнай свой голос». Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

2. Развитие фонематического слуха.

  • Опознание звука в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно
  • Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам; акустическим признакам
  • работа над воспроизведением слоговых рядов с оппозиционными звуками
  • Дифференциация слов, близких по звуковому составу
  • Выделение первого, последнего звука в слове
  • Подбор слов на заданный звук
  • Определение позиции звука в слове
  • Проведение звукового анализа
  • Работа над фонематическим синтезом слов
  • Работа над определением количества, последовательности и места слов в предложении

«Какой звук есть во всех словах?»  Взрослый произносит три –  четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь –  и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

 «Подумай, не торопись» Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей)

– Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний - а.

– Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

Подбор слов, картинок с заданным звуком. 

– Подбери слово со звуком [л].

– Назови одежду, в названии которой есть этот звук.

– Назови слово, в котором звук [л] имеется в начале слова (в середине или в конце).

– Подари мне слова — названия продуктов питания со звуком [р].

– Какие подарки ты можешь подарить со звуком [с]?

–  Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка). 

– Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [л], из ряда других.

Игра «Поймай звук», «Хлопни в ладошки». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]): а, и, а, о, и, у.

 «Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.

Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?

Анализ и синтез слогов. Использовать символы звуков — кружочки красного, синего и зеленого цветов.

Сколько звуков в слоге ? Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога. Какие звуки есть в слоге ? Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]?

 Подскажи конец слова.

Дополни слово.

Различение длинных и коротких слов (использование звуковой линейки, отстукивание звукового и слогового рисунка слов).

Жук- Звукоед похитил звуки в словах. (До...ожка, ка...тошка.)

Найди потерявшийся звук. (Ка...а, ко...ка.)

Какого звука не хватает в слове? Произносится слово ...адуга. Назови все слово.

Назови пропущенный звук. Произносится: ли...а. Скажи слово полностью.

Назови пропущенный слог. Произносится слово ма...на. Задания выполняются с опорой на картинку.

Расставь картинки на рейки. На верхнюю рейку поставь картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, на нижнюю — со звуком [с] в конце слова.

Назови гласные звуки слова лужа.

Назови согласные твердые звуки, которые есть в этом слове.

 Узнавание слова по наличию согласных или гласных звуков: Какое слово задумано, если в нем есть такие согласные звуки: [р], [м], [ш]? (Ромашка)

Преобразование слов путем изменения или добавления звуков (букв). Например:

• Звук и буква с. Воз - нос; сок - сор - сом; сто - стон - стог - сток - стол – стук - стул; оса - роса - коса - косы -росы.

• Звук и буква з. Зуб - зубр; коза - лоза - ваза; вагон - вазон; зонт - зонтик; бизон - бидон - батон - бутон.

• Звук и буква л. Кол - гол; вал - зал; булка - белка; холод - голод; лодка - ложка.

 • Звук и буква ш. Мышь - мышка - мишка; Маша - Даша; кошка - мошка - мушка - • Звук и буква ч. Бычок - бачок - сачок; дочка - ночка - кочка - мочка - точка.

 • Звук и буква р. Рот - ров; трап - трал; грот - гром; гром - грот; боб - бобр; кот - крот; рот - грот; тропа - тропка; ворота - ворона - корона - корова; рыба - рыбак - рыбка – рыбаки - рыбешка.

«Разбрасывание», «рассыпание» звуков. 

«Разбросай» звуки слова рак. В правую сторону брось звук [р], в левую - звук [а], прямо - звук [к].

Составление слова из «рассыпанных» звуков. 

Собери звуки в слово. Собери «рассыпанные» звуки в слово. Собери слово из звуков [с], [м], [к], [у], [а]. Составление слова из первых звуков названных слов. Например, возьми первый звук из слов сумка, осень, мох. Составь новое слово из этих звуков.

Слова-рифмы. «Дополни слово» (в стихотворении).

 Ребусы. Кроссворды.

Слово в слове. Нахождение короткого слова в длинном слове: уголек (угол, гол, кол), чайка (чай, качай), чистик (чист), топорик (топор), драка (рак), котлета (кот), холодильник (холод, кино), тумбочка (бочка), дымоход (дым, ход).

 Слова-перевертыши. Сосна — насос, ком — мок, ток — кот, сор — рос, нос — сон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия через речевые игры»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и сем...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Методическая разработка ( из опыта работы) «Играем, развивая фонематическое восприятие»

Игры на развитие фонематического Залог успешного обучения элементам грамоты в дошкольном возрасте - развитие фонематического восприятия. В этом возрасте основной вид деятельности ребенка – игра....

Интерактивная игра на формирование фонематического восприятия "На чём играет Маша?"

Игра "На чём играет Маша?" Задача: формирование фонематического восприятия. Предварительная работа: логопед знакомит детей сбубном, барабаном, колокольчиком, трубой, пианино(и...