КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ
методическая разработка по логопедии

Роговая Алеся Викторовна

Цель: учить детей  дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в

             предложениях.

Задачи:

обучающие:

  • формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
  • формировать навыки образования глаголов прошедшего времени единственного и множественного числа;
  • пополнение словарного запаса.

коррекционные:

  • закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ;
  • закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.

развивающие:

  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль за речью;
  • воспитывать умение выслушивать мнение товарищей;
  • воспитывать чувство взаимовыручки и взаимоподдержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_zanyatiya_zvuk_l-l.docx522.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ
подгруппового занятия по звукопроизношению

Дифференциация

звуков Л, ЛЬ

Цель: учить детей  дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в

             предложениях.

Задачи:

обучающие:

  • формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
  • формировать навыки образования глаголов прошедшего времени единственного и множественного числа;
  • пополнение словарного запаса.

коррекционные:

  • закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ;
  • закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.

развивающие:

  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль за речью;
  • воспитывать умение выслушивать мнение товарищей;
  • воспитывать чувство взаимовыручки и взаимоподдержки.

Методические приемы:

  • упражнения;
  • игровая мотивация;
  • игры;
  • поощрения.

Материалы и оборудование:

  • предметные картинки: ложка, лейка, бокал, медаль, платье, пальто,

          мыло, лента, лопата, лимон;

  • куклы Луша и Люба;
  • кружки синего и зеленого цвета;
  • звуковые линейки;
  • мяч.

Предварительная работа:

  • Отработка упражнений мелкой и общей моторики.
  • Выработка артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звуков Л и ЛЬ.
  • Постановка звуков Л и ЛЬ.
  • Автоматизация звуков Л и ЛЬ в слогах, словах, чистоговорках, фразах, текстах.
  • Дифференциация звуков в слогах, словах.

Последующая работа:

  • Дифференциация звуков Л и ЛЬ в связной речи.

                              Ход занятия

     I. Организационный момент.

     II. Основная часть.

     1. Сообщение темы занятия.

       Логопед: К нам в гости пришли куклы Луша и Люба. Какие  звуки слышим в этих именах? Сегодня на занятии мы будем правильно произносить и различать звуки

Л и ЛЬ.

     2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед:  Когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?

- Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.

Логопед: Но в чем их отличие?

 - Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.

Логопед: Дайте характеристику звуков.

- Звук Л  - согласный, твердый, звонкий.

- Звук  ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.

Логопед:  И цветовые сигналы у них разные.

Л – синий кружок с колокольчиком.

ЛЬ – зеленый кружок с колокольчиком.

     3. Игра «Топни – хлопни» на развитие фонематического восприятия.

Логопед:  Я буду говорить слова, а вы топните ногой, если услышите в слове звук Л, хлопните в ладоши, если услышите в слове звук ЛЬ. Будьте внимательны!

Слова: лапа, шляпа, лёд, ложка, кукла, слон, болото, колесо, мел, пельмени,

            кольцо, стул, цель, улыбка, одеяло, колбаса, туфли, улитка, клубок.

- Молодцы, ребята!

     4. Игра «Твердый – мягкий».

Логопед: Произнеси слоги и покажи кружок нужного цвета.

ла –ля                    ал - аль

лы – ли                  ол - оль

ло – лё                   ул - уль

лу – лю                  ил – иль

- Молодцы, вы были внимательны и правильно произносили слоги.

C:\Users\User\Downloads\71 · Входящие — Яндекс Почта_files\f7b000e2-ad3b-4949-9391-df9e92c02feb(1).JPG

   

C:\Users\User\Downloads\71 · Входящие — Яндекс Почта_files\5541336a-b3ae-4877-a4b6-73a551cf641a(1).JPG

 5. Повторение серии слогов. Игра «Сыграй по нотам»

Логопед: Послушай и повтори слоги.

ла – ла – ля                лю – лу – лю           ли-ли-лы

ля – ля – ла                лу – лу – лю            ли-лы-ли

ла – ля – ля                ля – лю – лу             лы-лы-ли

        При произнесении слогов дети нажимают пальчиком на  нотки.

     6. Звуковой анализ слогов  ЛА и ЛЯ.

     7. Пальчиковая гимнастика.

Пальчик, пальчик,                        Руки лежат на столе ладонями вниз.

Непоседа,                                      Поднимаем поочередно большой палец

Где ты бегал,                                 то левой, то правой руки.

Где обедал?

Я с мизинцем                                Соединяем большие пальцы с мизинцами.

Ел калинку,

С безымянным                              Соединяем большие пальцы рук  с

Ел малинку.                                    безымянными пальцами.

Ел со средним                                Соединяем большие пальцы рук со

землянику,                                      средними.

С указательным –                           Соединяем большие пальцы рук с

Клубнику.                                        указательными.

- Какие ягоды ел пальчик-непоседа?

Дети перечисляют названия ягод (полный ответ).

- Пальчик ел калинку, малинку, землянику, клубнику.

- В названии каких ягод мы слышим звук Л?

- Клубника.

- В названии каких ягод мы слышим звук ЛЬ?

- Калинка, малинка, земляника.

     8. Упражнение по преобразованию слов « Замени звук» (с мячом).

Логопед:  Послушай и замени звук Л на звук ЛЬ. Какое слово получилось?

лук  –  люк          угол    -   уголь

дал  –  даль          пыл    -   пыль

ел    –  ель            галка –   галька

был – быль          юла    -   Юля

цел  - цель            мел    -   мель

Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, быль, мель.

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

Миша кашу ель.

В лесу растет высокая ел.

     9. Физкультминутка (речь с движением).

Наши алые цветки                        Исходная позиция: стоя, руки сложены на

                                                        груди.

Распускают лепестки.                   Руки разводят в стороны.

Ветерок чуть дышит -                   Плавные движения руками.

Лепестки колышет.

Такие  настоящие, весёлые,

                                   живые,           Кружатся на месте.

Блестящие, красные и

                     нежно-голубые.

     10. Игра «Отбери правильно».

Логопед: Ребята, помогите Луше и Любе разобрать картинки.

            для Луши                        для Любы

              ложка                                 лента

              платье                                туфли

              бокал                                  медаль

              лопата                                 лейка

              мыло                                   лимон

-Придумайте предложения с этими словами.

     11. Работа со звуковой линейкой.

 Определить место звуков ЛЛЬ в словах из предыдущего задания.

     12. Произнесение чистоговорок.

Ла – ла – ла – летит пчела.

Ля – ля – ля – зеленые поля.

Лу – лу – лу – сломали пилу.

Лю – лю – лю – маму я люблю.

Лы – лы – лы – девочки малы.

Ли – ли – ли   - малину мы несли.

Ло – ло – ло   – дома тепло.

Ле – ле – ле    - еду на осле.

     11. Игра « Сегодня – вчера».

Логопед:  Дети, я вам буду называть слово-действие, а вы измените слово и скажите, что делала Луша сегодня, и что делали Луша и Люба вчера. Отвечайте полным ответом.

Слова: ходить, писать, рисовать, петь, играть, танцевать, читать.

Индивидуальные ответы детей.

- Луша ходила.

-Луша и Люба ходили.

 

- Луша писала.

- Луша и Люба писали и т. д.

     III. Итоги занятия.

Логопед: Молодцы, ребята! Вспомним, чем мы сегодня занимались. Сегодня на занятии мы с вами различали на слух звуки Л и ЛЬ и старались их правильно произносить. Считаю, что с заданиями вы справились. Луше и Любе тоже  понравилось, как вы занимались и вели себя на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "Автоматизация звука Л в предложениях"

В данном конспекте даны упражнения по автоматизации звука Л во фразовой речи, развитию фонематического восприятия, лексикограмматических категорий....

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "Дифференциация звуков Л и ЛЬ".

В ходе занятия уточняются особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ, закрепляются навыки дифференциации этих звуков на слух и в произношении в слогах, в словах, во фразах, в чистоговорках. Используются уп...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "звук и буква У"

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в подготовительной логопедической группе «Берёзка» с ОНР (III ур)...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с использованием элементов здоровье-сберегающих технологий (подготовительная группа) "Автоматизация звуков р рь в словах, словосочетаниях и предложениях. ( "Путешествие в Простоквашино")

Занятие построено в форме игры-путешествия в Простоквашино.Один из главных героев одноименной повести Э. Успенского кот Матроскин приглашает детей в Простоквашино. В пути они преодолевают различные "т...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению Тема: «Дифференциация звуков [л]-[л’]»

Технология: квест-игра.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: дифференциация звуков [л] и [л’] в слогах, словах и предложениях....

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению Тема: «Звук Р. «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»»

Технология: проблемного обучения.Этап: автоматизация звука [р] изолированно, в слогах и словах....