Конспект обучения пересказу
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспекты мзанятий по обучению пересказу детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_s_onr_pereskazu.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников с ОНР пересказу.

К числу важнейших задач работы логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико – фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной Программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты её усвоения едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Одним из целевых ориентиров названа следующая характеристика развития ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, чувства; использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности. Связная речь – это развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений (по определению В. В. Коноваленко и С.В. Коноваленко). В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из – за структуры дефекта и превращается в сложнейшую задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка.

Особенно ценными в работе по формированию связной речи у детей с ОНР кажутся мысли Л. С. Выготского о генетических корнях, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления. В связи с чем В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко, например, выделяют основные этапы работы по формированию связной речи: 1. Подготовительный этап – это предварительная работа по двум линиям: интеллектуальное развитие, и прежде всего развитие мышления; речевое развитие – развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения. 2. Начальный этап – овладение диалогической речью при слиянии процессов мышления и речи. 3. Основной этап – формирование монологической речи: обучение пересказу, составлению рассказов при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи.

Надо отметить, что при ОНР с первым и вторым уровнем речевого развития подготовительный этап занимает минимум целый год. Завершение этого этапа определяется сформированностью фразы, умением самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении, что является выходом на третий уровень речевого развития и первой ступенькой в развитии связной речи. Развитие мышления способствует формированию связанных с ним других познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, представления. Особое место на этом этапе занимает развитие и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Речевая линия на этом подготовительном этапе развивается по следующим направлениям: 1. Развитие восприятия и понимания речи. Понимание постепенно усложняющихся инструкций, бытовых и игровых ситуаций, грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, небольших элементарных текстов; расширение пассивного словарного запаса в соответствии с лексическими темами. 2. Развитие экспрессивной речи в след за импрессивной вне зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности грамматического строя. Главное – пробудить у детей желание речевого общения. #1055;одготовка к коррекции звукопроизношения: развитие артикуляционной моторики, формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа.

4. Формирование фразы: договаривание предложений по предметным картинкам и без них; по образцу логопеда и без него; составление предложений по демонстрации действий с помощью вопросов, по образцу и без образца; составление предложений по однофигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по образцу; заучивание и воспроизведение 2 -3 предложений, связанных по смыслу по простой сюжетной картинке.

Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах по формированию связной речи: составление предложений по опорным словам, предложений с заданным словом, распространение предложений по вопросам, преобразование деформированной фразы, преобразование предложений путём изменения времени, лица, числа глагола, замены слов синонимами и др.

Начальный этап формирования связной речи у детей с ОНР – овладение диалогической речью. Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Работа над диалогической речью предшествует формированию речи монологической, поскольку диалогическая речь значительно легче монологической. Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на вопросы, а также задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее. В работе над диалогической речью можно выделить три задачи: 1. Научить детей отвечать на поставленные вопросы. 2. Научить постановке вопросов. 3. Воспитывать способность свободно, непринуждённо вести беседу (скорее психологическая задача).

По характеру и степени сложности ответов выделяют три вида вопросов: репродуктивные (констатирующие), это наиболее лёгкие, требующие простых ответов (кто это? Что это? Что делает?); поисковые вопросы более сложные, требуют использования в ответах распространённых предложений с прямыми дополнениями, с косвенными дополнениями без предлога, с предлогом (где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?); проблемные вопросы - наиболее сложные, т.к. требуют мотивации ответов, осмысливания причинно – следственных связей, установления смысловых ассоциаций, следовательно, связаны с развитием логического мышления (почему? Зачем?). Репродуктивные вопросы и ответы на них помогают удерживать последовательность высказывания, способствуют развитию памяти; поисковые – развивают внимание и наблюдательность; проблемные – способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный текст.

Более сложной ступенью в овладении диалогической речью является обучение детей с ОНР постановке вопросов. Умение ставить вопрос вырабатывается довольно медленно. Примерная последовательность в формировании умения постановки вопросов: постановка вопросов Кто это? Что это? По предметной картинке или предмету по образцу педагога, без образца; Что делает? По демонстрации действий, по образцу; по элементарной однофигурной сюжетной картинке также по образцу; постановка серии репродуктивных вопросов к парным однофигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий (летит – плавает, стоит – бежит); постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложнённых сюжетных картинок с одним изменяющимся предметом (предмет – действие – объект: Мальчик катает машину. Мальчик ловит мяч. И т.п.); аналогично проводится работа по постановке репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке (несколько субъектов – несколько действий – несколько объектов, например, картинка «Зимние забавы»). В данном случае появляется возможность постановки поисковых вопросов: сколько? Где? Как? Какой? Эти вопросы появляются при усложнении сюжетных картин элементами пейзажа, обстановки. Далее многие авторы (Глухов В.П., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) рекомендуют перейти к постановке вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие, т.о. «чтение» предложения детьми идёт по модели: субъект (картинка) – действие (карточка с двумя полосками) – объект (картинка). Затем работа усложняется: берутся три предложения, связанные контекстом. После вышеназванной работы с каждым предложением и «чтения» схем предложений, схемы убираются, детям предлагается вспомнить все три предложения по порядку. Это уже плавный переход к элементарному пересказу – тренировочное упражнение, развивающее словесно – логическую память.

Далее возможен основной и завершающий этап развития связной речи – формирование монологической речи. Монологическая речь осуществляет обе основные функции речи: коммуникативную (информативная – сообщение, регулирующая – побуждение к действию); а также является средством выражения мыслей, образования и развития их. Принято считать формами монологической речи описание, повествование, рассуждение. Основная задача – научить связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико – грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому, как указывают многие авторы, обучение связной монологической речи дошкольников с ОНР, имеющих первый и второй уровень речевого развития, практически невозможно до выхода на третий уровень речевого развития, т.е. на втором, третьем году обучения.

Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям: обучение пересказу, т.е. воспроизведение прослушанного текста; обучение составлению рассказов (придумывание) по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д. Пересказ – более лёгкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской композиции произведения, в нём используется готовый сюжет и готовые авторские речевые формы и приёмы. Это в какой – то степени отражённая речь с известной долей самостоятельности.

Схема обучения пересказу: #1042;ыбор текста для пересказа. #1055;одготовительная работа. #1053;епосредственное обучение пересказу.

Выбор текста имеет важное значение, особенно для детей с ОНР. Сложились определённые критерии отбора произведений: 1 сравнительно небольшой объём произведения с тенденцией постепенного увеличения; 2 доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития; 3 чёткость композиции; 4 простота сюжета (с одной сюжетной линией); 5 доступность языка; 6 высокая нравственность содержания; 7 высокая художественность текста. Неоценимым кладезем для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи являются русские народные сказки, рассказы и сказки В. Сутеева, Н. Сладкова, Е. Чарушина, К. Ушинского, В. Бианки, Л. Толстого, С. Прокофьевой, Б. Житкова, В. Осеевой, К. Ушинского и др.

Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу: знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа (по изучаемой лексической теме), рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение в природе и окружающей жизни, лексико – грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа, заучивание потешек, чистоговорок, пословиц, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа, рисование, поделки по его содержанию.

Непосредственное обучение пересказу: #1055;ервое чтение текста без установки на запоминание. Цель: целостное эмоциональное и художественное восприятие произведения детьми. 2. Повторное чтение произведения с установкой на запоминание. 3. Беседа по содержанию. Цель: усвоение содержания. Репродуктивные и поисковые вопросы помогают установить и запомнить последовательность, ход событий, способствуют развитию внимания, памяти детей. Вопросы проблемного характера позволяют установить причинно – следственные связи и зависимость между событиями в рассказе, способствуют более глубокому пониманию смысла произведения, развивают логическое мышление. Существуют также вопросы, акцентирующие внимание детей на художественных особенностях, приёмах, выразительных средствах, особенностях лексики, отдельных сложных грамматических конструкциях произведения. Эти вопросы используют как в беседе по содержанию, так в качестве приёмов в работе над текстом. 4. Приёмы работы над текстом: рассматривание иллюстраций, картинок, выстраивание серии сюжетных картинок в логической последовательности; придумывание «пропущенной» картинки к отдельному фрагменту текста; выделение фраз из текста к каждой картинке; выделение, проговаривание, заучивание отдельных фрагментов, эпитетов, сравнений, метафор речи героев; лексико – грамматические упражнения по тексту произведения: выделение из текста признаков, действий предметов, подбор характерных признаков, действий в соответствии с текстом; замена слов синонимами, подбор антонимов, словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно – ласкательным значением, относительных, притяжательных прилагательных; распространение, преобразование предложений, обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных, подбор пропущенных в предложении слов, исправление «допущенных» педагогом ошибок и др. #1058;ретье чтение текста. Здесь расставляются смысловые акценты, делится текст на части и составляется план пересказа.

Работа с планом. Логопед предлагает готовый план. Пункты плана соотносятся с частями текста. План составляется коллективно: выделяется главная мысль каждой части и оформляется фразой. Варианты фраз обсуждаются детьми, выбирается наиболее удачный вариант. При составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок или предметные картинки, подобранные к каждой части текста, так же используются символы, пиктограммы (картинный план). Детям даётся установка на запоминание плана. С целью лучшего запоминания последовательности текста, план воспроизводится детьми по цепочке. Формы планов: цитатный (значимые фразы из текста); вопросительный (подсказывающий план); повествовательный, он требует большей речевой самостоятельности детей; назывной (наиболее сложный вид плана). Выбор формы плана зависит от содержания, сложности текста, а также от уровня развития речи детей.

Виды пересказа. 1. Пересказ по плану с опорой зрительной или вербальной. Виды зрительной опоры: иллюстрации к произведениям (В. Сутеева, Е. Чарушина и др.), серии сюжетных картинок, набор предметных картинок к тексту, символы, пиктограммы, схемы. Виды вербальной опоры: деформированный текст. Восстановление деформированного текста используется на начальных этапах обучения пересказу небольших, нелитературных текстов. Подсказка в виде первой фразы, используется приём договаривания предложений детьми. Опорные слова, опорные фразы с последующим распространением, лексическим и эмоциональным обогащением. 2. Пересказ по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. #1048;ллюстрированный пересказ – один ребёнок пересказывает, а второй выбирает картинки, которые относятся к данной части рассказа. 4. Пересказ с использованием панно с красочным изображением обстановки и основных деталей, требуемых по сюжету. 5. Пересказ с моделированием сюжета с помощью условной наглядной схемы. 6. Пересказ с использованием диафильмов, м. фильмов. #1050;оллективный - с обсуждением и использованием вариантов фраз. 8. Выборный – пересказ фрагментов текста. 9. По цепочке; с элементами драматизации. 10. С изменением лица повествования (с первого на третье).

Значение пересказа в формировании монологической речи.

#1050;ачественное и количественное обогащение словарного запаса.

#1055;рактика употребления обогащённой лексики в активной речи.

#1060;ормирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, сложных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.

#1059;своение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи.

#1056;азвитие способности к речевому самоконтролю.

#1042;оспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.

#1059;своение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...

Конспект обучения пересказу. Рассказ К. Д. Ушинский «Бишка» средняя группа.

Конспект обучения пересказу. Рассказ К. Д. Ушинский «Бишка» средняя группа.    ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...