Развитие речи в первые три года жизни ребенка
занимательные факты по логопедии

В данном материале представлены выдержки из лекции Н.В.Нищевой

Первый год жизни (с 0 до 12 месяцев)

 

С 0 до 2 месяцев - рефлекторные крики

Рефлекторные крики возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Первый крик ребенка мать слышит в родильном зале. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль, состояние дискомфорта. У здорового ребенка крик громкий и чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нормальном развитии крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье, а потом гуление.

 

с 2 до 5 месяцев – гуление

Сначала преимущественное место в гулении занимают гласные звуки. Не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Все дети мира гулят одинаково. Появление гуления обусловлено эмоциональным общением со взрослыми.

 

3 месяца

Пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и сложные комплексы звуков: АГУ, УГИ, АГА. К концу третьего месяца появляется первый смех, способствующий развитию речевого дыхания.

 

4 месяца

Ребенок четко локализует источник звука в пространстве, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым.

 

С 5 до 10-12 месяцев – лепет

В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. Именно в это время у ребенка возникает внимание к артикуляции говорящего. У плохослышащих и глухих детей гуление в этом возрасте «затухает», так как нет контроля со стороны слуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_pervye_tri_goda.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Первый год жизни (с 0 до 12 месяцев)

📌С 0 до 2 месяцев - рефлекторные крики

Рефлекторные крики возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Первый крик ребенка мать слышит в родильном зале. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль, состояние дискомфорта. У здорового ребенка крик громкий и чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нормальном развитии крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье, а потом гуление.

📌с 2 до 5 месяцев – гуление

Сначала преимущественное место в гулении занимают гласные звуки. Не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Все дети мира гулят одинаково. Появление гуления обусловлено эмоциональным общением со взрослыми.

📌3 месяца

Пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и сложные комплексы звуков: АГУ, УГИ, АГА. К концу третьего месяца появляется первый смех, способствующий развитию речевого дыхания.

📌4 месяца

Ребенок четко локализует источник звука в пространстве, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым.

📌С 5 до 10-12 месяцев – лепет

В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. Именно в это время у ребенка возникает внимание к артикуляции говорящего. У плохослышащих и глухих детей гуление в этом возрасте «затухает», так как нет контроля со стороны слуха.

В лепете отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам данного языка. Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т.е. повторяются им вслед за ребенком.

Сначала у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на [К] и [Г], потом начинают появляться губные [П],[Б],[М] и переднеязычные [Т], [Д], [Н], артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевые ([В], [Ф], [С'], [З']).

📌6 месяцев

Ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними: «Мя-мя-мя, тя-тя-тя, ня-ня-ня».

📌7-8 месяцев

Лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями. Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете уже можно отметить некое подобие интонации.

📌9 месяцев

Появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями.

📌10 месяцев

Начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей появляются первые самостоятельные слова в речи.

📌11 месяцев

У ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами.

📌12 месяцев. Первые слова.

У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов и звукоподражаний (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ). Отмечается многозначность слов: ПИ – это птичка, выражение желания попить или сесть на горшок. Слово по-прежнему вызывается взрослым. У ребенка еще нет потребности в использовании слов.

Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше, и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов.

Второй год жизни (с одного года до двух лет)

📌1 год 2 месяца

Начинаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит: НО-НО. Однако, до полутора лет значения слов в разных ситуациях неустойчивы. Сохраняется большое количество многозначных слов.

📌Полтора года – год и девять месяцев

Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва. У девочек взрыв происходит, как правило, на два-два с половиной месяца раньше, чем у мальчиков.

В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре 50-60 слов, появляются односложные предложения-требования, дети начинают употреблять глаголы (ДИ, БУХ, ПЫГ, ПАТЬ, ГУЯТЬ).

Многие звуки в словах ребенок переставляет, опускает, заменяет более простыми. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата и недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является правильное воспроизведение интонационно-ритмических, контуров слов. Например: итотьки – цветочки, бибиська – воробьишка, ибуяська – Чебурашка.

У ребенка сначала появляются двусложные слова с открытыми слогами (вода, вата), потом – трехсложные (бананы, панама).

По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построению предложений: «Мама, дай! Папа, на! Катя, иди! Мама, пить!»

Появляются формы множественного числа существительных (кубики, домики), так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна.

📌Год и девять месяцев – год и одиннадцать месяцев

Ребенок продолжает накапливать активный словарь, который насчитывает уже более ста звукоподражаний и слов, продолжает осваивать грамматический строй речи, употребляет существительные в единственном и множественном числе, существительные с уменьшительными суффиксами, существительные в разных падежах: «Дай лялю!»

Если в речи ребенка этого возраста ограниченное количество звукоподражаний и слов, нет предложений, то ребенку делается заключение: Задержка речевого развития.

Третий год жизни (с двух до трех лет)

Этот возраст специалисты называют периодом оформления самостоятельной речи.

У нормально развивающегося ребенка в обиходе более двухсот слов. В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (Я, ОН, ОНА, ТЫ, МЫ), наречия (ТАМ, ВОН, ГДЕ, ХОРОШО, ЕЩЁ), прилагательные (КРАСНЫЙ, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ), простые предлоги (НА, В, ПОД, У, ЗА), соединительные союзы (А, И).

Идет активное усвоение грамматики. Усваиваются падежи существительных и глагольные времена (Мы пойдем гулять. Мы ходили гулять).

В речи ребенка третьего года жизни короткие фразы:

• обращение + глагол (МАМА, ИДИ);

• предложение с отрицанием (БИТЬ, НЕ или НЕ БИТЬ);

• обращение + дополнение (ТЁТЯ, ЛЯЛЮ);

• предложение из трех слов с употреблением своего имени (ПАПА, ВИТЯ, ГУЛЯТЬ);

• более сложные предложения из трех слов (ТЁТЯ, ДАЙ МЯЧ. КАТЯ, СИДИ ТУТ.);

• вопросительные предложения (ТЫ ЧЕГО ТУТ СИДИШЬ?)

• предложения с противопоставлением (ПАПА МНЕ ДАВАЛ КАРАНДАШ, А ТЫ НЕ ДАВАЕШЬ.);

• сложносочиненные предложения (МАМА УШЛА, И Я ОДИН ОСТАЛСЯ).

К трем годам в норме ребенок начинает использовать сложные предложения различной структуры: «МЫ ВЕСНОЙ НЕ БУДЕМ КУПАТЬСЯ В ВАННЕ, В РЕЧКУ БУДЕМ ХОДИТЬ КУПАТЬСЯ. МАМА ПОШЛА В МАГАЗИН, ЧТОБЫ КУПИТЬ ХЛЕБ.». Малыш задает вопросы со словами ГДЕ? КОГДА? КУДА? ЗАЧЕМ? (ТЫ КУДА ИДЕШЬ? ТЫ ЗАЧЕМ ЯГОДУ ВЗЯЛ?)

Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения. К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду. Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»). Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья. Например, из книги А. Барто «Игрушки».

Фонетическая сторона речи ребенка третьего года жизни несовершенна из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Ребенок освоил гласные ([А], [У], [О], [И]) и согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’] и к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение согласных звуков, то есть все освоенные твердые согласные могут звучать как полумягкие. Все звуки позднего онтогенеза ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые. И это является физиологической нормой.

Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит. Отмечаются нарушения звуконаполняемости слов. Например в начале третьего года жизни при стечении согласных в начале слова первый согласный опускается: [ПАТЬ] вместо спать, [КУЙКА] вместо шкурка, [НИСЬКА] вместо книжка и т.п. Иногда опускается начальный гласный звук: [ПАДЕТ] вместо упадет, [ГУСЬКИ] вместо игрушки. К концу третьего года жизни эти сокращения уходят.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слов: [ЛЯСЁ] вместо хорошо, [ПАЛЯМ] вместо пополам, [ЛИВАТЬ] вместо поливать.

Малыш овладевает интонационной стороной речи: интонацией понижения в двухсловном предложении, восклицательной интонацией, чуть позже вопросительной интонацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы....

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...