Забавные истории
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя группа)
Авторские чистоговорки - наоборот с сюжетом. Можно использовать для работы с детьми с алалией для закрепления звуков раннего онтогенеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabavnye_istorii_tezisy.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Забавные истории.
Авторский методический материал.
Балакина Алевтина Сергеевна,
учитель- логопед, МБДОУ ПГО
«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»,
г. Полевской Свердловской области.
Детей- молчунов (неговоряшек) очень трудно разговорить. Бывает, что после регулярного проведения артикуляционных упражнений, массажа появляются незначительные успехи: ребенок может отраженно изолированно произнести лёгкий по артикуляции звук, повторить его за учителем - логопедом. Но в свободной речи эти звуки не закрепляются, не происходит слияния их в слоги. Что же делать ещё на занятии с такими детьми? Как автоматизировать слоги, как активизировать речевую деятельность, если даже звуки раннего онтогенеза произносятся и закрепляются с большим трудом? Эти дети не могут повторить не только простые слова, но и элементарные звукокомплексы. Упражнение типа «Повтори ряд слогов», которые часто предлагаются в методической литературе, нашим детям с ОВЗ не подходят, они не вызывают у ребенка никаких положительных эмоций, или ребенок вообще не понимает, что делать. Схемы, замены звуков картинками - символами дети с ОВЗ воспринимают с трудом.
Пыталась придумывать чистоговорки со звуками раннего онтогенеза по материалам В. Буниной «Говорилки для молчунов», но и они трудны для детей с алалией. Продемонстрировать книгу и свои распечатки.
При решении проблемы воспользовалась идеей Нищевой Н.В. из брошюры «Блокнот логопеда». На примере рифмовки «Про сову» придумала свои речевые упражнения. Свои рифмованные строки объединила в методическое пособие «Забавные истории». К каждой рифмовке подобраны и распечатаны картинки. Суть этих упражнений в том, что ребенок повторяет за учителем - логопедом слог, который взрослый произносит в конце фразы громче всего остального. На первом этапе обучения нужно помогать ребенку услышать «громкий» кусочек слова. И вместе с учеником шлёпать ритмично по столу и повторять этот слог, можно просто взять руку ребенка в свою и вместе отстукивать (отшлепывать) ритм по столу. Рифмованные истории представлены в электронном виде. Каждый учитель- логопед может выбрать к ним картинку по своему усмотрению. Ребенку дается инструкция: «Ты мне будешь помогать рассказывать стихи. Буду говорить тихо. Повторять только тот кусочек слова, который я произнесу очень громко». Данная совместная деятельность учителя- логопеда и ребенка развивает ритмический слух, формирует фонематические процессы, активизирует ребенка, создает положительный эмоциональный фон занятия.
История про кота. Потеряли мы кота: Та- та- та, та- та- та! В доме нет нигде кота: Та- та- та, та- та- та! Очень странные коты: Ты- ты- ты, ты- ты- ты! Ходят все до темноты: Ты- ты- ты, ты- ты- ты! Плохо в темноте коту: Ту- ту- ту, ту- ту- ту! Испугались за кота: Та- та- та, та- та- та! Кот пришёл из темноты: Ты- ты- ты, ты- ты- ты! Дали молока коту: Ту- ту- ту, ту- ту- ту! | История про кино. Мы смотрели все кино: Но- но- но, но- но –но! Было в комнате темно: Но- но- но, но- но- но! Кино было про слона: На-на –на, на- на- на! Бросил слон банан в окно: Но- но- но, но- но – но! Увели потом слона: На- на- на, на - на – на! А потом мне снился слон: Он-он- он, он- он- он! | История про трубу. Вот купили мне трубу: Бу- бу- бу, бу- бу- бу! Дуть учился я в трубу: Бу- бу- бу, бу- бу- бу! Пела звонкая труба: Ба- ба- ба, ба- ба- ба! Как мне нравится труба: Ба- ба- ба, ба- ба- ба! Громкий голос у трубы: Бы- бы- бы, бы- бы- бы! Мама забрала трубу: Бу- бу- бу, бу- бу- бу! |
Эти же «Забавные истории» можно использовать с использованием заготовленных слогов. Ребенок выбирает по которому слогу нужно шлёпать ладошкой, т.е. учится читать слоги.
Литература.
- Бунина В. Говорилки для молчунов: авторский курс запуска речи для детей от двух лет. – Ростов н/Д.: Феникс 2021.
- Григоренко Н.Ю. Речевосприятие в раннем и дошкольном возрасте. Технологии диагностики и развития речевого слуха у детей. - М.: ПАРАДИГМА, 2023.
- Нищева Н.В. Тетрадь- тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2016.
- Нищева Н.В. Блокнот логопеда. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Забавные истории.
Эти короткие заметки, которые я когда-то нашла в Интернете и сохранила для себя, предостерегают нас родителей о силе нашего влияния на ребенка. Так ли уж безобидны случайные фразы, несдержанные эмоции...
" Забавная история" Стихи о ПДД
Авторское стихотворение про ПДД для детей дошкольного возраста....
"Как придумать сказку или забавную историю"
Краткая консультация для родителей, в которой содержатся простые, но очень эффективные способы развить связную речь ребёнка и его фантазию....
Забавные истории
Материал нацелен на формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с недостатками произношения. Эти забавные истории из опыта работы показывают, как ребята по...
«Забавная история».
Цель: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения.Задачи:1. Продолжат...
Составление коллективного рассказа «Забавные истории из моей жизни. Как мы ездили к бабушке»
Речевые задачи:Формирование разговорной (диалогической) речи;развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), развивать связную речь детей;развивать артикуляционный аппарат, авт...
Проект Театрализованное музыкальное представление «Забавные истории Кнопы» В группе детей младшего возраста детского сада
Театрализованное музыкальное представление «Забавные истории Кнопы»Проект ролевой, игровой, творческий, групповой, среднесрочный.Цель проекта:Через театрализованную деятельность развивать ...