Забавные истории
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя группа)

Балакина Алевтина Сергеевна

Авторские чистоговорки - наоборот с сюжетом. Можно использовать для работы с детьми с алалией для закрепления звуков раннего онтогенеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabavnye_istorii_tezisy.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Забавные истории.

Авторский методический материал.

Балакина Алевтина Сергеевна,

учитель- логопед, МБДОУ ПГО

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»,

г. Полевской Свердловской области.

  Детей- молчунов (неговоряшек) очень трудно разговорить. Бывает, что после регулярного проведения артикуляционных упражнений, массажа появляются незначительные успехи: ребенок может отраженно изолированно произнести лёгкий по артикуляции звук, повторить его за учителем - логопедом. Но в свободной речи эти звуки не закрепляются, не происходит слияния их в слоги. Что же делать ещё на занятии с такими детьми? Как автоматизировать слоги, как активизировать речевую деятельность, если даже звуки раннего онтогенеза произносятся и закрепляются с большим трудом? Эти дети не могут повторить не только простые слова, но и элементарные звукокомплексы. Упражнение типа «Повтори ряд слогов», которые часто предлагаются в методической литературе, нашим детям с ОВЗ не подходят, они не вызывают у ребенка никаких положительных эмоций, или ребенок вообще не понимает, что делать. Схемы, замены звуков картинками - символами дети с ОВЗ воспринимают с трудом.

Пыталась придумывать чистоговорки со звуками раннего онтогенеза по материалам В. Буниной «Говорилки для молчунов», но и они трудны для детей с алалией. Продемонстрировать книгу и свои распечатки.

При решении проблемы воспользовалась идеей Нищевой Н.В. из брошюры «Блокнот логопеда». На примере рифмовки «Про сову» придумала свои речевые упражнения. Свои рифмованные строки объединила в методическое пособие «Забавные истории». К каждой рифмовке подобраны и распечатаны картинки. Суть этих упражнений в том, что ребенок повторяет за учителем - логопедом слог, который взрослый произносит в конце фразы громче всего остального. На первом этапе обучения нужно помогать ребенку услышать «громкий» кусочек слова. И вместе с учеником шлёпать ритмично по столу и повторять этот слог, можно просто взять руку ребенка в свою и вместе отстукивать (отшлепывать) ритм по столу. Рифмованные истории представлены в электронном виде. Каждый учитель- логопед может выбрать к ним картинку по своему усмотрению. Ребенку дается инструкция: «Ты мне будешь помогать рассказывать стихи. Буду говорить тихо. Повторять только тот кусочек слова, который я произнесу очень громко». Данная совместная деятельность учителя- логопеда и ребенка развивает ритмический слух, формирует фонематические процессы, активизирует ребенка, создает положительный эмоциональный фон занятия.

История про кота.

Потеряли мы кота:

Та- та- та, та- та- та!

В доме нет нигде кота:

Та- та- та, та- та- та!

Очень странные коты:

Ты- ты- ты, ты- ты- ты!

Ходят все до темноты:

Ты- ты- ты, ты- ты- ты!

Плохо в темноте коту:

Ту- ту- ту, ту- ту- ту!

Испугались за кота:

Та- та- та, та- та- та!

Кот пришёл из темноты:

Ты- ты- ты, ты- ты- ты!

Дали молока коту:

Ту- ту- ту, ту- ту- ту!

История про кино.

Мы смотрели все кино:

Но- но- но, но- но –но!

Было в комнате темно:

Но- но- но, но- но- но!

Кино было про слона:

На-на –на, на- на- на!

Бросил слон банан в окно:

Но- но- но, но- но – но!

Увели потом слона:

На- на- на, на - на – на!

А потом мне снился слон:

Он-он- он, он- он- он!

История про трубу.

Вот купили мне трубу:

Бу- бу- бу, бу- бу- бу!

Дуть учился я в трубу:

Бу- бу- бу, бу- бу- бу!

Пела звонкая труба:

Ба- ба- ба, ба- ба- ба!

Как мне нравится труба:

Ба- ба- ба, ба- ба- ба!

Громкий голос у трубы:

Бы- бы- бы, бы- бы- бы!

Мама забрала трубу:

Бу- бу- бу, бу- бу- бу!

         Эти же «Забавные истории» можно использовать с использованием заготовленных слогов. Ребенок выбирает по которому слогу нужно шлёпать ладошкой, т.е. учится читать слоги.

Литература.

  • Бунина В. Говорилки для молчунов: авторский курс запуска речи для детей от двух лет. – Ростов н/Д.: Феникс 2021.
  • Григоренко Н.Ю. Речевосприятие в раннем и дошкольном возрасте. Технологии диагностики и развития речевого слуха у детей. -  М.: ПАРАДИГМА, 2023.
  • Нищева Н.В. Тетрадь- тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2016.
  • Нищева Н.В. Блокнот логопеда. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забавные истории.

Эти короткие заметки, которые я когда-то нашла в Интернете и сохранила для себя, предостерегают нас родителей о силе нашего влияния на ребенка. Так ли уж безобидны случайные фразы, несдержанные эмоции...

" Забавная история" Стихи о ПДД

Авторское стихотворение про ПДД для детей дошкольного возраста....

"Как придумать сказку или забавную историю"

Краткая консультация для родителей, в которой содержатся простые, но очень эффективные способы развить связную речь ребёнка и его фантазию....

Забавные истории

Материал нацелен на формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей  с недостатками произношения. Эти забавные истории из опыта работы показывают, как  ребята  по...

«Забавная история».

Цель: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения.Задачи:1. Продолжат...

Составление коллективного рассказа «Забавные истории из моей жизни. Как мы ездили к бабушке»

Речевые задачи:Формирование разговорной (диалогической) речи;развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), развивать связную речь детей;развивать артикуляционный аппарат, авт...

Проект Театрализованное музыкальное представление «Забавные истории Кнопы» В группе детей младшего возраста детского сада

Театрализованное музыкальное представление «Забавные истории Кнопы»Проект ролевой, игровой, творческий, групповой, среднесрочный.Цель проекта:Через театрализованную деятельность развивать ...