Конспект индивидуального занятия "Дифференциация звуков Р-Л"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Дифференциация звуков явялется обязательным важным этапом в работе по коррекции звукопроизношения, позволяет предотвратить смешивание схожих звуков в свобдной речи и избежать феномена "кабинетной" речи у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_r-l_konspekt.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р-Л.
Цель:
Совершенствовать умение различать звуки Р-Л при произношении изолированно, в словах и словосочетаниях.
Задачи:
- совершенствовать артикуляционные движения, мышечную память;
- развивать фонематический слух;
- формировать образ буквы;
- продолжать автоматизировать правильное произношение звуков Р-Л изолированно, в словах и словосочетаниях;
- развивать слуховой самоконтроль;
- развивать мелкую, крупную моторику.
Оборудование:
- зеркало; карточки с арт.упражнениями
- фанерные буквы Р, Л с вырезанными внутри отверстиями, набор «бомбошек» с пинцетом
- картинки и мелкие игрушки, в названии которых есть звуки Р-Л: ложка, ласточка, ракета, молоко, корова, шоколад, барабан, сыр, кровать, рубашка, карандаш, рыбка, яблоко, лампочка, лошадка, мелок, куклы Рома и Милана.
- мячик;
- ортоковрики;
- карандаши, раздаточный напечатанный материал
Ход занятия.
- Приветствие. Организационный момент.
- Здравствуй, ……..! Я рада видеть тебя! Как у тебя дела? Сегодня мы с тобой продолжим слушать и различать звуки Р, Л и правильно их произносить. Ты готов? Тогда давай пройдем к зеркалу и разомнем наш язычок.
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Выполняем перед зеркалом знакомые ребенку упражнения: Окошко, Заборчик, Лошадка, Грибок, Парус, Почистим верхние зубки, Маляр, Дятел, Фокус, Футбол
- Актуализация артикуляторной позы для звуков Р, Л.
- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук Р?
Ребенок: - Рот открыт, кончик языка поднимается наверх и упирается в бугорки за зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам, сильная воздушная струя попадает на кончик языка, он дрожит, горлышко дрожит.
- А при произнесении звука Л?
Ребенок: - Рот открыт, кончик языка поднимается наверх и упирается в передние зубы, боковые края языка опущены, воздух проходит через боковые стороны, горлышко дрожит
- Что мы можем сказать про эти звуки?
Ребенок: - Они согласные, звонкие, твердые.
- Формирование образа буквы, профилактика дисграфии.
- Сегодня я нашла очень интересный листок бумаги, посмотри. Как будто буквы Р и Л написаны, только не все я их узнаю. Как ты думаешь, правильные ли здесь буквы? Давай будем зачеркивать неправильные, а верные обведём и правильно назовём. (работа с раздаточным напечатанным материалом).
- Ты замечательно справился с заданием и нашёл все верные буквы!
- Развитие фонематического слуха. Дидактическая игра «Поймай звук».
-Посмотри, у меня тоже есть вот такие буквы Р и Л. Их можно украсить. Давай сейчас мы с тобой это и сделаем. Я буду показывать и называть картинку, а ты слушай внимательно. Если в слове есть звук Р, то выкладывай пинцетом шарики в букву Р, а если услышишь в слове звук Л, то выкладывай пинцетом шарики в букву Л.
Картинки: ложка, ласточка, ракета, молоко, корова, шоколад, барабан, сыр, кровать.
- Отлично справился, молодец! Все звуки ты услышал верно! А сейчас давай ты сам попробуешь назвать правильно эти слова.
- Автоматизация и дифференциация звуков в словах. Игра «Шагай и называй».
На полу разложены ортоковрики в прямую линию, справа и слева от каждого коврика лежат картинки из предыдущего задания. Ребенок шагает по коврикам, на каждый шаг называет слово, руки на поясе, шаг переменный.
- Автоматизация и дифференциация звуков в словосочетаниях. Дидактическая игра «У Ромы и Миланы»
- Сегодня к тебе в гости пришли вот такие игрушки: мальчик Рома и девочка Милана. У каждого из них были вещи, но они перепутались. У Ромы были предметы со звуком Р, а у Миланы – со звуком Л. Давай поможем им разобраться. Доставай их из этой коробки, называй правильно, следи за своим язычком. Если в слове есть звук Р – отдавай Роме, если звук Л – Милане.
Ребенок называет слова, дифференцирует. Далее называет словосочетания: у Ромы рубашка, у Ромы барабан, у Ромы ракушка, у Ромы карандаш, у Ромы рыбка. У Миланы лампочка, у Миланы ложка, у Миланы яблоко, у Миланы лошадка, у Миланы мелок.
- Отлично получилось!
Игра с мячом «Запомни и повтори».
- Давай поиграем с мячом. Запоминай, какие слова я называю, и повторяй за мной:
Лак-рак; луки-руки; лама – рама, гроза- глаза, игла- игра, коробок, колобок, рожки – ложки, голод – город, крот-плот.
- Замечательно ты справился, молодец!
- Итог занятия.
- Какие звуки мы с тобой сегодня слушали и произносили? Что было самым сложным для тебя? А что больше всего понравилось? Ты молодец, прекрасно справился с такими трудными заданиями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...
Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р
Презентация конспекта по звукопроизношению...
Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.
ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...
Конспект индивидуального занятия "Звук Ж"
Тема: Звук «Ж» Цель: автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, чистоговорках, предложении....
Конспект индивидуального занятия - звук [С]. Овощи.
В конспекте представлены артикуляционные упражнения для звука [С] в игровой форме по русско народней сказке "Теремок"...
Конспект индивидуального занятия. Звук [С] подготовительный этап.
Конспект индтвтдуального занятия....
Конспект индивидуального занятия "Звук Ш"
Конспект индивидуального занятия...