Конспект индивидуального занятия "Дифференциация звуков Р-Л"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Гусева (Выходцева) Таисия Николаевна

Дифференциация звуков явялется обязательным важным этапом в работе по коррекции звукопроизношения, позволяет предотвратить смешивание схожих звуков в свобдной речи и избежать феномена "кабинетной" речи у ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_r-l_konspekt.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р-Л.

Цель:

Совершенствовать умение различать звуки Р-Л при произношении изолированно, в словах и словосочетаниях.

Задачи:

  • совершенствовать артикуляционные движения, мышечную память;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать образ буквы;
  • продолжать автоматизировать правильное произношение звуков Р-Л изолированно, в словах и словосочетаниях;
  • развивать слуховой самоконтроль;
  • развивать мелкую, крупную моторику.

Оборудование:

  • зеркало; карточки с арт.упражнениями
  • фанерные буквы Р, Л с вырезанными внутри отверстиями, набор «бомбошек» с пинцетом
  • картинки и мелкие игрушки, в названии которых есть звуки Р-Л: ложка, ласточка, ракета, молоко, корова, шоколад, барабан, сыр, кровать, рубашка, карандаш, рыбка, яблоко, лампочка, лошадка, мелок, куклы Рома и Милана.
  • мячик;
  • ортоковрики;
  • карандаши, раздаточный напечатанный материал

Ход занятия.

  1. Приветствие. Организационный момент.

- Здравствуй, ……..! Я рада видеть тебя! Как у тебя дела? Сегодня мы с тобой продолжим слушать и различать звуки Р, Л и правильно их произносить. Ты готов? Тогда давай пройдем к зеркалу и разомнем наш язычок.

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Выполняем перед зеркалом знакомые ребенку упражнения: Окошко, Заборчик, Лошадка, Грибок, Парус, Почистим верхние зубки, Маляр, Дятел, Фокус, Футбол

  1. Актуализация артикуляторной позы для звуков Р, Л.

- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук Р?

Ребенок: - Рот открыт, кончик языка поднимается наверх и упирается в бугорки за зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам, сильная воздушная струя попадает на кончик языка, он дрожит, горлышко дрожит.

- А при произнесении звука Л?

Ребенок: - Рот открыт, кончик языка поднимается наверх и упирается в передние зубы, боковые края языка опущены, воздух проходит через боковые стороны, горлышко дрожит

- Что мы можем сказать про эти звуки?

Ребенок: - Они согласные, звонкие, твердые.

  1. Формирование образа буквы, профилактика дисграфии.

- Сегодня я нашла очень интересный листок бумаги, посмотри. Как будто буквы Р и Л написаны, только не все я их узнаю. Как ты думаешь, правильные ли здесь буквы? Давай будем зачеркивать неправильные, а верные обведём и правильно назовём. (работа с раздаточным напечатанным материалом).

- Ты замечательно справился с заданием и нашёл все верные буквы!

  1. Развитие фонематического слуха. Дидактическая игра «Поймай звук».

-Посмотри, у меня тоже есть вот такие буквы Р и Л. Их можно украсить. Давай сейчас мы с тобой это и сделаем. Я буду показывать и называть картинку, а ты слушай внимательно. Если в слове есть звук Р, то выкладывай пинцетом шарики в букву Р, а если услышишь в слове звук Л, то выкладывай пинцетом шарики в букву Л.

Картинки: ложка, ласточка, ракета, молоко, корова, шоколад, барабан, сыр, кровать.

- Отлично справился, молодец! Все звуки ты услышал верно! А сейчас давай ты сам попробуешь назвать правильно эти слова.

  1. Автоматизация и дифференциация звуков в словах. Игра «Шагай и называй».

На полу разложены ортоковрики в прямую линию, справа и слева от каждого коврика лежат картинки из предыдущего задания. Ребенок шагает по коврикам, на каждый шаг называет слово, руки на поясе, шаг переменный.

  1. Автоматизация и дифференциация звуков в словосочетаниях. Дидактическая игра «У Ромы и Миланы»

- Сегодня к тебе в гости пришли вот такие игрушки: мальчик Рома и девочка Милана. У каждого из них были вещи, но они перепутались. У Ромы были предметы со звуком Р, а у Миланы – со звуком Л. Давай поможем им разобраться. Доставай их из этой коробки, называй правильно, следи за своим язычком. Если в слове есть звук Р – отдавай Роме, если звук Л – Милане.

Ребенок называет слова, дифференцирует. Далее называет словосочетания: у Ромы рубашка, у Ромы барабан, у Ромы ракушка, у Ромы карандаш, у Ромы рыбка. У Миланы лампочка, у Миланы ложка, у Миланы яблоко, у Миланы лошадка, у Миланы мелок.

- Отлично получилось!

        

        Игра с мячом «Запомни и повтори».

- Давай поиграем с мячом. Запоминай, какие слова я называю, и повторяй за мной:

Лак-рак; луки-руки; лама – рама, гроза- глаза, игла- игра, коробок, колобок, рожки – ложки, голод – город, крот-плот.

- Замечательно ты справился, молодец!

 

  1.  Итог занятия.

- Какие звуки мы с тобой сегодня слушали и произносили? Что было самым сложным для тебя? А что больше всего понравилось? Ты молодец, прекрасно справился с такими трудными заданиями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р

Презентация конспекта по звукопроизношению...

Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.

ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...

Конспект индивидуального занятия "Звук Ж"

Тема:  Звук «Ж» Цель: автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, чистоговорках, предложении....

Конспект индивидуального занятия - звук [С]. Овощи.

В конспекте представлены артикуляционные упражнения для звука [С] в игровой форме по русско народней сказке "Теремок"...

Конспект индивидуального занятия "Звук Ш"

Конспект индивидуального занятия...