Рекомендации к работе с неговорящими детьми.
консультация по логопедии

Калдар-оол Кара-кыс Кара-ооловна

Рекомендации к  работе с неговорящими  детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_k_rabotes_negovoryashchimi_detmi.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к  работе

 с  неговорящими  детьми.

  Речь возникает при наличии определенных предпосылок и прежде всего  нормального созревания и функционирования  центральной нервной системы. Но развития одних биологических  предпосылок недостаточно, она возникает при условии общения ребенка  со взрослым. Львом  Семеновичем Выготским впервые было выдвинуто  положение о ведущей  роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.

В настоящее время это положение нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток  информации поступает в мозг, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.

С чего начать?

На начальном этапе обучения основная задача взрослых –вызвать у детей подражательную  деятельность  у детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем .понимания речи.

У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого.  В   активном  словаре не более 10-20 слов.   Уровень  понимания   речи может быть  различным: от самого низкого,   при котором  ребенок  с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания отдельных грамматических форм слов. Одни дети владеют довольно большим  пассивным словарем  и  способны по просьбе  взрослых выполнять сложные задания. О таких детях родители обычно говорят, что они все понимают, только не говорят. У других  детей  понимание речи весьма ограниченное. ”Покажи, кто здесь рисует. Кто стирает. А кто читает?” - ребенок не понимает названия действий

   Общие рекомендации к работе с неговорящими детьми.

Желательно проводить занятия если не индивидуально, то небольшой   группой не более  3-х человек. Ведущая  форма  занятий – игровая. Обязательным условием воздействия является многократность  повторения одного и того же материала.

              Всякое проявление речи у ребенка необходимо поощрять. Не надо принуждать ребенка что- либо  сказать или повторить. Лучше всего избегать слов СКАЖИ, ПОВТОРИ. Эти слова лучше заменить словами УГАДАЙ, ОТГАДАЙ.

  ”Посмотри: кто тут появился?  Козлик! Рассматривая козлика, несколько раз  имитировать крик козлика: “Ме-ме-ме”. Показывая ребенку, где у козлика носик, уши, хвостик, взрослый  заинтересованно спрашивает: “А ты знаешь, как  козлик плачет ( кричит ).

Как развивать понимание речи?

   Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного     словарного запаса. Детям предлагается  запомнить, как называются:

-их игрушки,

-части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос)

-предметы одежды (пальто, шуба, рубашка, платье)

-предметы туалета (мыло, зубная паста, щетка, полотенце)

-предметы  обихода (стол, стул, чашка, ложка)

-названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет)

-названия животных.

       Пассивный  глагольный словарь должен состоять из  названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, одевается, раздевается,  причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, несет, везет, подает).

В каких видах деятельности можно  развивать речь ребёнка?

  • Собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: “Сейчас  мы пойдем  гулять”. Вещи необходимые для сборов на прогулку, разложены на скамеечке. “ Куда мы пойдем?  Найди, где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она шапка. Принеси сюда шапку. Принес?  Давай наденем шапку на голову. Вот так! Как тепло! Тебе тепло? Да? ” и так далее.

  • Подводя ребенка к умывальнику, сказать:      “ Идем умываться.  Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл?  Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить  руки. Вот как хорошо! А теперь давай  смоем мыло. Сам смой  мыло. Три, три ручки. Смыл?  А теперь давай вымоем лицо “  и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...