Консультация для родителей на тему "Роль речевого дыхания в овладении правильным звукопроизношением"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Монич Оксана Владимировна

Раскрыта важная роль речевого дыхания в становлении звукопроизношения, фразовой и связной речи. Описаны параметры правильного ротового выдоха; особенности проведения дыхательных упражнений. Перечислены основные игры и  упражнения, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_rechevoe_dyhanie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль речевого дыхания в овладении правильным звукопроизношением»

Речевое дыхание оказывает прямое воздействие на эффективное освоение дошкольниками навыков правильного произношения. Если речевое дыхание развито хорошо, дети могут говорить не торопясь, отчетливо и выразительно, выдерживая необходимые паузы при произнесении длинных предложений, договаривая фразу до конца.

КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ?

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Важно знать параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки (для усложнения задачи можно положить широкий кончик языка на нижнюю губу и воздух будет проходить по языку (губы в улыбке)/ язык в форме «чашечки» - тогда предмет подносить над языком);

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);  

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

ПЛАСТМАССОВЫЕ ИЛИ БУМАЖНЫЕ КОРАБЛИКИ И ЁМКОСТЬ, НАПОЛНЕННАЯ ВОДОЙ. Перед ребенком стоит задача дуть на кораблики, находящиеся в тазу/ванне (или другие плавучие легкие предметы - очень хорошо для этой цели использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов»). Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет.  

БУМАЖНЫЕ БАБОЧКИ, ПТИЧКИ, САМОЛЕТИКИ подвешивают на нитках, на леске, располагают на различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны в логопедической практике для отработки длительного плавного выдоха.  

КАРАНДАШИ, ВАТНЫЕ ШАРИКИ можно использовать для перемещения по столу с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота - получится импровизированный футбол. Можно ввести и соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота».  

ПРОЗРАЧНЫЕ ПЛАСТМАССОВЫЕ СТАКАНЧИКИ, НАПОЛНЕННЫЕ ВОДОЙ, ТРУБОЧКИ ДЛЯ КОКТЕЙЛЕЙ. Это атрибуты занимательной игры «Бульбульки». Нужно взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. В стаканчик, где много воды нужно, дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРЬКИ». Ребенку предлагается поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет, то выдувать пузыри может взрослый, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка в ответ дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

СТЕКЛЯННЫЕ ФЛАКОНЫ РАЗЛИЧНОГО РАЗМЕРА. Если ребенок будет поочередно дуть в такие пузырьки, высунув узкий кончик языка и слегка касаясь им горлышка флакона, то каждый пузырек будет свистеть по-своему. Можно попытаться «выдуть» какой-либо знакомый ребенку и несложный мотив.

БУМАЖНЫЕ ЦВЕТЫ, АРОМАТИЧЕСКИЕ САШЕ (мешочки с запахами). Используются для формирования носового вдоха. Пусть ребенок представит себе, что оказался в цветочном магазине, и попытается глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая бумажные цветы, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Можно использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. Перед использованием ароматов нужно удостовериться, что запахи не вызывают аллергию у ребенка.  

СВЕЧИ. Ребенок выполняет короткий бесшумный вдох и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи. Можно устанавливать определенный порядок: «Задуй красную свечу, а потом - зеленую».

СУЛТАНЧИКИ. Султанчики - сложенные в пучок, перевязанные прочной нитью и закрепленные на палочке (карандаше) полоски мелко нарезанной фольги, целлофана, цветной бумаги, ленты - обычно изготавливаются самими родителями детей. Если подуть на султанчик, полоски начинают струиться, трепетать, что дает ребенку наглядное представление о силе выдыхаемой воздушной струи.  

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАДУВНЫЕ ИГРУШКИ (мячи, фигуры животных). Традиционно используются для развития интенсивности выдоха (надувание воздушных шариков, надувных игрушек). Кроме того, известно множество игр с надутыми шарами, например: «Чей шар выше взлетит?», «Чей шар дольше не упадет?» (дети подбрасывают шары вверх и дуют, удерживая их струей воздуха).  

ВЕРТУШКИ. Особый интерес у ребенка вызовет приспособление, сделанное собственными руками. Так для дыхательных упражнений старшие дошкольники могут смастерить вертушки из бумаги или легкой клеенки, а потом использовать их в дыхательной гимнастике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании правильного звукопроизношения у детей"

Консультация предназначена для родителей, с целью довести до них важность  выполнения рекомендаций логопеда для успешной коррекции звукопроизношения детей....

Презентация "Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения"

Презентация "Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения"...

Консультация для родителей "Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью"

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми....

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста"

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей"

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей....