«Детский аутизм: пути понимания и помощи. Метод АВА-терапии»
материал по логопедии

Рожкова Ольга Викторовна

     Аутизм — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Совсем недавно его стали рассматривать как отдельное заболевание и не каждый специалист его может поставить раньше 5 лет.

    Я хочу вас познакомить с одним из новейших направлений, которым является бихевиоральная терапия, и наиболее популярным ее вариантом - АВА терапия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_autizm.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Детский аутизм: пути понимания и помощи. Метод АВА-терапии»

Аутизм — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Признаки аутизма у детей, по которым ставится диагноз (синдром) аутизм:

  1. Отрешенность.  Ребенок как будто бы пребывает в своем мире. Он не способен вступать в контакт, не может и не пытается попросить то, что ему нужно. Привязан к своей маме в эмоциональном или бытовом плане (например, сам не может одеться или контактирует только с матерью).
  2. Расстройство речи. Эти дети либо совсем не говорят, либо произносят нечленораздельные звуки (вокализмы). Либо говорят лишь отдельные слова, как бы повторяя ЭХОм за родителями (или телевизором), не понимая смысла сказанного. У некоторых детей есть шаблонные фразы, которые в себе несут определенный смысл. Например, «конец фильма» - ребенок устал и хочет уединения, «дай салатик» - просит еды и т.д. эти фразы не соответствуют конкретному действию и ситуации. В легкой степени ребенок владеет речью, но в речи не использует личные местоимения (например, «мальчик хочет кушать»).
  3. Нарушение психического и речевого развития. Практически у всех детей это отмечается, и степень задержки очень индивидуальна зависит от формы аутизма. При раннем детском аутизме ребенок сначала развивается правильно, а потом навыки «распались» по разным причинам, например, прививка АКДС, ожоги большой степени, сильный испуг, неприятные процедуры и т.д.  То есть до этого момента ребенок говорил, сам кушал, играл в обычные детские игры … а потом появилась стереотипная деятельность.
  4. Нарушения социальной адаптации. Эти дети не контактируют с другими людьми, скорее избегают. Особенно это проявляется в саду, когда ребенок отказывается от еды, старается находиться в стороне от всех, не выполняет требования и просьбы педагога, точнее никак не реагирует. Некоторые дети проявляют агрессию к другим детям.
  5. Стереотипная деятельность.  Многие действия попросту бесцельно повторяются. Но это может выглядеть по-разному. Некоторые дети без конца потряхивают руками, другие бегают по кругу (так называемый «манежный бег»), выстраивают в определенном порядке предметы и т.д. Вариантов стереотипных действий великое множество, но объединяет их цикличность и бесцельное повторение.

Так каким видят мир дети-аутисты? По мнению ученых, их мир состоит из дребезжащих, раздражающих звуков, мельтешащих перед глазами картинок, из еле различимых предметов и размытых лиц. Они закрывают уши руками, зажмуриваются и прячутся, чтобы не видеть этого кошмара. Аутизм – это отчужденность человека от окружающего мира.

Как преодолеть эту проблему и помочь ребенку социализироваться?

Время не стоит на месте и уже сейчас существует множество методик в диагностике и коррекции аутизма, поэтому нелегкое испытание предстоит для родителей аутичных детей и специалистов, работающих с ними, чтобы сделать выбор в пользу определенной коррекционной системы. Сделать это не легко, а именно родителям, ведь только им придётся самостоятельно выискивать в бесконечном потоке специальной информации, где и кто окажет их ребенку максимально и полноценно квалифицированную помощь.

Я хочу вас познакомить с одним из новейших направлений, которым является бихевиоральная терапия, и наиболее популярным ее вариантом - АВА терапия.  

«ABA-терапия» (Applied Behavioral Analysis) — система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и наказаний. 

АВА терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Исходя из данных определений, в результате АВА-терапии ребенка учат определенным навыкам. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, то, например, такие:

  • установка зрительного контакта,
  • имитация основных движений,
  • имитация действий с предметами,
  • имитация мелких и точных движений,
  • имитация произносительных движений,
  • выполнение единичных команд,
  • узнавание знакомых людей,
  • указывать на желаемые предметы.

Техника АВА-терапии напоминает дрессировку, когда ребенка просят выполнить какую-либо инструкцию, и при правильном ее выполнении происходит поощрение сладостями. А если выполнено неверно, следует наказание. При этом выполнение каждого действия отрабатывается с помощью системы поощрений и наказаний.  И все отработанные действия, в последствии соединяются в цепь. Все это формирует определенный навык.  Это возможно только в случаях глубокого аутизма, когда мотивация низкая, когда просто другие методы не справляются. В последующем материальные поощрения заменяют социальными, например, ласковое поощрение, нежные прикосновения, переход к любимому занятию. Для облегчения понимания речи используют карточки PECS с изображением действий и предметов обихода.

В работе с детьми-аутистами особое место занимает строгий распорядок дня. На начальном этапе терапии «по схемная» жизнь облегчает освоение навыков и формирует социально-приемлемое поведение. Например, наступает новый день, и ребенок просыпается, открывая глаза он на стене (или на столе) видит «маршрут» дня в виде картинок: одеться, пойти в туалет, почистить зубы, умыться, сесть за стол и позавтракать, потом убрать за собой посуду и т.д. Может использоваться специальный звук или сигнал для запуска действий по алгоритму. Это может быть карточка (на первом этапе), визуальные часы, таймер. На следующих этапах ребенку будет достаточно сказать: «заниматься» или «играть».

При этом речь взрослого должна быть строгой и лаконичной. Говорить длинными предложениями не нужно, так как они не могут усвоить большого количества информации. При этом очень важно смотреть ребенку в глаза. Фиксация взгляда это один из простейших первых навыков, которым обучается ребенок с РАС. Поэтому данный навык все время закрепляется и обязательно доводится до автоматизма.

АВА-терапия применима для лечения аутизма у людей любого возраста. Но чем раньше начать лечение с применением данного метода, тем лучше результат. Клинические испытания также подтверждают, что терапия хорошо помогает при аутизме разных форм и любого спектра: от легкой до тяжелой.

Некоторые специалисты высказываются, что АВА-метод имеет также и отрицательные стороны, в частности, человек не может перенести отработанные навыки в одном месте в другую среду. Например, навык мыть руки перед приемом пищи, может не применяться человеком в кафе или другом месте общепита. А также некоторые специалисты считают, что, развивая конкретный навык, человек не развивается в как полноценная личность. И тем не менее, не использование этого метода, не поможет ребенку освоить самые простые действия и не научит его желательному поведению в обществе, дома. А в самом наихудшем случае ребенок просто деградирует.

Данная методика сможет оказать положительное воздействие только при согласованном взаимодействии АВА-терапевта с родителями, если они будут понимать поставленные задачи и будут обоюдно стремиться к общим целям. Особенно это важно на начальных этапах, когда формируются алгоритмы поведения или базовые навыки в самообслуживании, коммуникации, а также в речевом развитии. Это не исключает пение, бассейн, танцы, физкультуру, рисование, и вообще учет особых интересов ребенка. Основным остается одно, идти от потребностей ребенка, его понимания.

АВА-терапия позволяет в более короткие сроки снизить самоагрессию и минимизировать нежелательное поведение ребенка. Положительный эффект от лечения во многом зависит от правильно выбранного подхода, так как в каждом отдельном случае прикладной анализ поведения индивидуален. Техники терапии могут быть схожими, но по-разному применяться к детям разного возраста и уровня развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом

Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с  РДА...

«Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути коррекции с помощью психокоррекционных технологий»

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподоб...

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов Арт - терапии

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это мето...

«Адаптация детей к условиям детского сада с помощью метода песочной терапии»

Адаптация ребенка к детскому саду — важная задача медицинских и педагогических работников....

Развитие национальной толерантности детей с помощью методов арт-терапии и создания национальных ростовых кукол

Доклад «Развитие национальной толерантности детей с помощью методов арт-терапии и создания национальных ростовых кукол» был представлен на региональной конференции  «Эффективные...

Модифицированная программа по коррекции эмоционально-аффективной сферы детей 5-7 лет с помощью метода Арт-терапии.

 Коррекционно-развивающая программа предназначена для улучшения психологического здоровья дошкольников....

Консультация для воспитателей "Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с помощью методов Арт-терапии"

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждениии показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неувереннос...