Консультация "Если ребенок не говорит".
консультация по логопедии (старшая группа)

Эта консультация адресована, прежде всего, родителям, имеющим детей в возрасте 2—5   лет с проблемами развития речи при нормальном физическом слухе и нормальном развитии двигательной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_esli_rebenok_ne_govorit.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

Признаки благополучного развития речи у ребенка

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это - еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок). Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!

Занятия надо начинать как можно раньше

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

 Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Как помочь ребенку?

Возможность наблюдать за ребенком на протяжении ряда лет, вовремя начать коррекцию отклонений в речи ребенка, умение влиять на ход развития речи в предметно-практической и игровой деятельности ребенка может быть реализовано теми лицами, которые постоянно взаимодействуют с ним: родителями ребенка, воспитателями детского сада, гувернерами и др.

Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом или внимательно перечитайте консультацию. Каждый из этапов работы отмечен значком  .Не торопитесь перепрыгивать с этапа на этап. Все этапы являются строго обязательными в представленном порядке. Нам сложно определить, сколько времени потребуется для занятий на каждом из этапов. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяются индивидуально в соответствии с возможностями детей.

Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим начатки лепетной речи, являются:

  • развитие мотивационной основы речевой деятельности;
  • формирование имитативных способностей.

В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям.

Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.

Попробуйте сделать следующее:

Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка игру.

Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту»1.

Пытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машина, как она гудит?» и пр.

Можно переходить к реализации следующей задачи — формированию навыка эхолалии — отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем, тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «Скажи», «Повтори»!

Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи — имитации речи взрослого ребенком.

Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5—10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1-2 группы), того, что ребенок любит больше всего. Для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа: мышь — пи-пи, кошка — мяу или киса и др.

Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.

Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог-образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко,

т.е. утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.

Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.

Взрослый. Что мы достали? — Шубу.

Что это такое? — Шуба.

Что сейчас мы надели? — Шубу.

Потом стали надевать на ребенка шапку.

Что мы достали? — Шапку.

Что это такое? — Шапка.

Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог — после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5—10 сек.). Например:

Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес? ... Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка.... Что это? ... Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:

Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка.

Еще раз: та-рел-ка.

Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!

Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.

Взрослый. Еще раз вместе: та-рел-ка. Хорошо.

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие — ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.

Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его. Наверное, это вы делаете что-то неправильно.

На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

Требования ужесточаются постепенно, незаметно для воспитанника. Одновременно ребенку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывания, еды). Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы, и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала — хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику: мы — клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок — поцокали язычком, поиграли в слона — вытянули губы вперед, как хобот, поиграли в тигра — показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию из 5-10 слов. Работа ведется аналогично.

Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.

Какие это ситуации?

  • Во-первых, используются альтернативные вопросы типа: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать — чашку или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.

Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.

  • Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации — общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый, в свою очередь, стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину... » В качестве поощрения ребенок получает искомое. В этой ситуации, как мы видим, также используются элементы эхолалии.

Третий вид коммуникативных ситуаций — опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати» и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Споем ему песенку. Баю- бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая птичка, хорошая». Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно

По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки.

Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи. Если ребенок общается с удовольствием, и вы отмечаете всплеск его речевой активности, можете попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку...». Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными. Если же ребенок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнет проявлять активность в общении.

Одновременно с работой по вызову эхолалии у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется по двум направлениям:

  1. расширение объема пассивного словарного запаса;
  2. формирование регулирующей функции речи.

Оба направления тесно связаны между собой.

В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняют, а также их качествами. В частности, глагольный словарь включает названия основных бытовых действий (есть, пить, гулять, рисовать, смотреть, слушать, принести, унести, поставить, положить, сидеть, стоять, лежать и т.д.). Кроме того, пассивный и активный лексический словари обогащаются за счет прилагательных, обозначающих размер (большой, маленький), цвет (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), форму (круглый, квадратный) предметов.

Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью.

На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» — низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено неправильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки.

Не считайте, что ребенок все делает вам назло! Подумайте, может быть, вы не все делаете правильно?Может быть, его надо по-другому воспитывать ?

Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.

В этот период полезно начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».

Занятия проводят в виде игры или в процессе игры после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается со взрослыми.

Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!

Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мяч в ящик», «Положи мяч на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.

Чтобы малышу эта игра была интересна, к работе привлекаются различные игрушки или сказочные персонажи. Например, любимый мишка или кукла. Взрослый дает поручения игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в ящик». Ребенок выполняет эти задания «мишкиными лапами», действует от его имени. Такой прием хорош, как минимум, по двум причинам: во-первых, если задание было выполнено неправильно, то ошибся мишка, а не ребенок; во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, а это, согласитесь, гораздо более комфортная позиция, чем ученика.

Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка. Это вариант игры в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого — она «неруководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет , затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Миша, посмотри под столом. — Нет под столом», «Миша, посмотри на полке. — Нет на полке» и т.д. При этом действия выполняет ребенок. Подобные игры доставляют детям массу удовольствия. Они позволяют им почувствовать свое превосходство над взрослыми.

Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство с героями сказок. В русском фольклоре есть непоседливые персонажи, например, колобок, волшебный клубочек, Иван-царевич. В процессе игры моделируются их передвижения: «Катится колобок, катится и закатился...».

Для контроля за пониманием предлогов взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Положи тарелку в тумбочку» и пр.

Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку» и т.п.

По мере появления лепетной речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения задания или после его окончания: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какой(ую) ... ты принес?» и т.п. Таким образом, активизируется изученная ранее лексика, а также стимулируется использование речевых средств.

На этом этапе формирования речи не проводится целенаправленной специальной работы по исправлению недостатков звукопроизношения и слоговой структуры. Основная задача родителя или педагога — научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе коммуникативных упражнений допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи еще раз...», «Повтори», «Следи за собой...» и т.д. Текущая коррекция должна проводиться мягко, неавторитарно, с опорой на положительные эмоции ребенка.

Примерный сценарий ситуации:

Ребенок подходит к шкафу, полкам с игрушками и просит жестами или голосом дать ему машинку.

Взрослый. Что тебе дать? Машину?

Ребенок. Тр-р-р-р.

Взрослый. Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. (Ребенок внимательно смотрит на губы взрослого.) Ма-ши-на.

Ребенок. А-тиа.

Взрослый. Молодец! (Берет в руки игрушку.) Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. Губы сжали, помычали: м-м-м.

Ребенок. М-м-м.

Взрослый. Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.) М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.

Ребенок. Мматиа.

Взрослый. Умница. Вот тебе машина. Возьми ее. (Игрушку отдают ребенку.) Это ма-ши-на. И т.д.

Остановимся поподробнее на этой сцене. Что происходит? Взрослый создает такую ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется только через общение. В ходе предметной ситуации взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова и аргументации («послушай», «посмотри»), т.е. использует компенсаторные обходные пути — зрительное и слуховое восприятие в их единстве. Многократное утрированное произношение слова в медленном темпе позволяет ребенку вычленить часть существенных признаков слова, в данном случае количество слогов (а-ти-а). Поощряя его не только словами («умница», «молодец» и т.п.), но и приближая к нему игрушку, взрослый продолжает работу, направленную на формирование умения соотносить свою речь с образцом. Поэтому взрослый выделяет первую согласную, фиксируя внимание на се артикуляции. Таким образом, тот приблизительный контур слова, который использует ребенок, с каждым разом становится ближе к образцу.

Очень полезными на этом этапе видами работы может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом (сказки, в которых несколько раз повторяется схожая ситуация с небольшими вариациями) и традиционным набором действующих героев: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. Каждая их этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок.

Приведем примерный ход беседы при чтении сказки «Репка».

Устройтесь удобнее в месте, где вас никто не будет отвлекать: в кресле, на диване, в беседке в саду. Создайте доверительную обстановку. Взрослый читает или рассказывает сказку, ребенок рассматривает картинки в книге.

Взрослый. Посадил дед репку. Посмотри, кто это? (Показывает на деда.) Это дед. Дед. Кто это?

Дети (отвечают хором или вразнобой). Де, дет, дядя.

Взрослый. Это дед. Правильно. Покажите, где у деда глаза?

Дети показывают.

Взрослый. Что это?

Дети. Азя.

Взрослый. Хорошо. Послушайте и посмотрите, как я вам скажу. Гла-за.

Дети. Газя.

Взрослый. Какие молодцы! глаза. А где у дедушки нос? И т.д. (Рассмотрев иллюстрацию, переходят к следующей.) Выросла репка большая-пребольшая. (Рассматривают картинку с репкой.)

Занятия подобного типа не должны проводится дольше 7—10 мин. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно подробно рассматривать различные картинки или акцентировать внимание на различных деталях. Один раз на частях тела, другой — на одежде персонажей, в третий — на возрасте и размерах.

После того как сказка будет прочитана несколько раз, и дети научатся уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки.

Взрослый. Сейчас вы мне поможете рассказать сказку. Я начну, а вы продолжите рассказывать. Внимательно смотрите на картинку. Посадил... (Показывает на деда.)

Дети. Дед.

Взрослый. Правильно. (Показывает на репку.)

Дети (хором). Епку.

Взрослый. Молодцы! Посадил дед репку. Смотрите следующую картинку. Выросла репка... (Показывает на картинку и делает жест руками, имитируя размеры репы.)

Дети. Басая.

Взрослый. Умницы! Большая-пребольшая. Ит.д.

Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из этих сказок, хотя пока эти фразы грамматически не оформлены и носят заученный характер.

Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Мы можем переходить к формированию навыка владения некоторыми элементарными бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай что-либо», «На что-либо», «Хочу что-либо сделать» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощения, благодарности: «Привет», «Пока-пока», «Спасибо», сопровождающимися соответствующими жестами. Освоение таких конструкций также проходит в предметно-коммуникативной или игровой ситуации, в которой по-прежнему отсутствуют прямые инструкции «Скажи» и «Повтори», а потребности ребенка удовлетворяются только после речевых реакций.

Например, ребенок просит какую-либо игрушку жестом, сопровождающим голосовые реакции. Взрослый выясняет, чего хочет ребенок, и спрашивает: «Как надо попросить? Дай куклу! Дай куклу!» При этом родитель или педагог приближает игрушку к ребенку, но в руки ему не дает. Только после попытки воспроизвести фразу ребенок получает игрушку, и воспитатель его хвалит. Постепенно, по мере освоения имитации слов и коротких предложений необходимо сформировать у детей потребность в использовании речевых средств, в том числе более совершенных.

Не конфликтуйте с ребенком, если от этого не зависят его жизнь и здоровье! Вам еще долго растить вашего ребенка и вместе решать много проблем! Сохраняйте добрые доверительные отношения!

 

Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2—3 месяцев. Если улучшения не отмечается, срочно запишитесь на прием к невропатологу или логопеду.

Эта консультация адресована, прежде всего, родителям, имеющим детей в возрасте 2—5   лет с проблемами развития речи при нормальном физическом слухе и нормальном развитии двигательной сферы.

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советов доброхотов, подождать, пока само собой нaладится. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься с вашей крохой. А если в вашем городе или районе нет специалиста, что делать тогда? Тогда мы попробуем помочь вам и вашему ребенку. Прочитайте эту консультацию и попробуйте следовать нашим советам.

Значком         обозначается начало каждого нового этапа в работе с ребенком. Эти этапы даются в жесткой последовательности, которую нельзя нарушать. Переходить на следующий этап можно только после того, как освоен материал предыдущего.

Диагноз — не приговор, диагноз — успешный  старт на пути к воспитанию речи.

Данный материал описывает систему работы с детьми, у которых отмечается задержка темпов речевого развития функциональной или органического характера, вызванная различными факторами.

Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов или с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные. Родители не должны пытаться подменить специалиста, дублировать его занятия. У родителей достаточно специфических «родительских» средств воздействия на ребенка, которые эффективны, если применять их осознанно, в нужное время и на нужном этапе.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.

Как формируется речь ребенка

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8—1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3—4 годам его словарь состоит примерно из 800—1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления.

Динамика формирования речи в онтогенезе

Форма речи

Примерный

возраст

появления

1

Интонирует: крики (вы можете различать крики удовольствия и

неудовольствия)

неудовольствия)

   1-2 мес.

2

Гуканье, гуление (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

   1,5 – 3 мес.

3

Лепет (ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

   4—5 мес.

4

Лепетные слова (ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, mama, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)

   8 мес. — год 2 мес.

5

Двусловные предложения (ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

   

   1  год 6 мес. —

   2  года 2 мес.

6

Активный рост словаря (ребенок спрашивает, как это называется)

 

   1год 9 мес. —

   2 года 6 мес.

7

Появление грамматических форм слова (ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

   

    2 года 4 мес. —

    3  года 6 мес.

8

Словотворчество (ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)

   2  года 6 мес. —

   3    года 5 мес.

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

 1 мес. — 1,5 мес.

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

    2  года 6 мес. —

    3  года 6 мес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ? ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА? ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ? ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА? ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?...