ПРОЕКТЫ
проект по логопедии

Макаренко Наталья Владимировна

Проекты учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №27»

Утверждаю:

 Заведующий МБДОУ

«Детский сад  № 27»

_________ Кузнецова Т.В.

«____»__________2023г.

Проект

 «Предупреждение дисграфии, дислексии

 у детей дошкольного возраста»

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                  Учитель-логопед: Макаренко Н.В.

Ачинск,  2023 год

Актуальность проекта

     Семья и ДОО - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

     Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

    Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя.

   В детском саду впервые начинается систематическое психологическое и педагогическое просвещение родителей. От качества работы детского сада во многом  зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, и как следствие уровень семейного воспитания детей. 

    Дисграфия и дислексия – серьезные проблемы для школьников, которые имеют свои корни и последствия. Предупреждение их в игровой форме помогает облегчить процесс обучения детям. Направить родителей и указать им на возможные последствия бездействия и игнорирования проблем поможет  специалист учреждения – учитель-логопед.

     Цель проекта: создание системы эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по  профилактике дисграфии и дислексии,  в том числе с речевыми нарушениями,  как единое образовательное пространство через активное вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности.  

Задачи проекта:

      1. Просвещать родителей по вопросам профилактики дисграфии и дислексии у  дошкольников.

2. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском саду, способствующую установлению доверительных отношений  педагогов ДОО с родителями  через проведение совместных  тематических мероприятий.

Характеристики проекта:  долгосрочный (1 уч. год.), практико-ориентированный.

Участники проекта: дети, родители старшей и подготовительной группы, педагоги.

Направления работы по  проекту:

•    Просветительская – родителям предлагаются видеоматериалы,  буклеты, памятки по различным вопросам, касающимся проблем детей, в том числе, с речевыми нарушениями.

•    Консультативная – родителям предлагается  консультация     воспитателя, учителя – логопеда.

•    Коррекционная – в ходе проведения встреч происходит сближение детей и родителей, что способствует гармонизации детско-родительских отношений.

•    Развивающая (совместная деятельность) – для встреч подбираются игры и игровые упражнения познавательного и развивающего характера.

•    Диагностическая – оценка эффективности применения упражнений, взаимодействия родителей и детей через наблюдение за их совместной деятельностью, анкетирование родителей и анализ анкетных данных.

     Играя вместе с ребенком, взрослый находится на территории его интересов и проблем. Подчинение единым правилам родителей и детей дают возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах, дают «чувство плеча»,  а родителю побыть в роли ребенка, сойдя  с позиции всегда правильного взрослого.

     Участвуя в совместных играх, родители будут обращать внимание на отличительные стороны своего ребенка, которые в каждодневной  жизни часто ускользают. Они начинают по-другому воспринимать себя, учатся сотрудничать, понимать друг друга.  Родители,   осваивая игры,  получают  знания по организации и проведению досугов, помогающих вовремя скорректировать проблемы ребенка за пределами ДОО в семейном кругу.

    Мероприятия проекта помогут  изменить возможные неэффективные родительские установки  и укрепить свою уверенность в собственных возможностях  в   воспитании и развитии своего ребенка.

Практическая реализация проекта

Этапы

  1. этап – подготовительный. 

1. Краткий анализ  теоретических подходов к пониманию профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников. Определить  основные направления при диагностике дошкольников, первичные проявления нарушений.

2. Анализ нарушений.

3. Подбор приемов для профилактики и решения  проблемы. Познакомить родителей со следующими приемами:

-  Поймай звук (развитие фонематического слуха, развитие процессов торможения и возбуждения, слухового внимания)

-  Составь слово из звуков (развитие фонематического слуха, слухового внимания, навыков звукового анализа и синтеза)

-   Выложи букву (развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики рук, развитие концентрации внимания)

- Измени слово (развитие навыка словообразования и словоизменения, усвоение грамматических категорий)

-  Составь сказку по иллюстрациям (развитие навыков связной речи, развитие навыка согласования слов в предложении, развитие логического мышления, развитие воображения)

-  Выложи узор (развитие слухового внимания, логического мышления, пространственных ориентирововок на плоскости, закрепление сенсорных эталонов)

-  Волшебный мешочек (развитие тактильных ощущений, расширение и уточнение словаря прилагательных, закрепление сенсорных эталонов)

-  Обведи узор (развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук, координации на плоскости)

- Роботы (развитие слухового внимания, закрепление понимания и употребления предложных конструкций, развитие ориентировки относительно предметов)

-  Повтори за мной (развитие зрительного внимания, чувства ритма, общей моторики)

- Лабиринт (развитие зрительного внимания, умения ориентироваться на плоскости, расширение поля зрения)

- Дорисуй фигуру (развитие мелкой моторики, ориентировки на плоскости, образного мышления)

-  Посчитай от заданного числа (ориентировка на числовом ряду, закрепление зрительного образа цифр, умения считать от заданного числа в прямом и обратном порядке, развитие памяти)

- Послушай рассказ и запомни слова со звуком (развитие памяти, слухового внимания, фонематического слуха)

-  Жук (развитие зрительного внимания, ориентировки  на плоскости)

4. Составить перспективный план мероприятий по осуществлению проекта.

5. Разработка документаций.

2 этап – основной.

   Цель: практическое освоение игровых технологий и упражнений родителями на основе понимания механизмов проблемы и последствий «не решения».

Общая структура встреч:

1.  Погружение в игровую ситуацию.

2. Путешествие по станциям: практические игры, упражнения, имеющие логическую связку (тематическую) между собой.

3. Обсуждение с родителями игр и упражнений, их результатов.

3 этап – заключительный – ожидаемые результаты:

- Произошли активизация  и обогащение педагогических знаний и умений родителей;

- Родители чувствуют себя более успешными и ответственными, поскольку вносят свой вклад в обучение и развитие ребенка, приобретают новые умения;

- Развилось более глубокое понимание процесса обучения детей и сложностей, которые с этим связаны;

-  Родители обучились приемам, которые помогают скорректировать первичные проявления нарушений, характерные для дисграфии и дислексии;

-  Возникло  доверие и уважение к сотрудникам детского сада;

-  Повысилась  результативность процесса обучения дошкольников.

Продолжительность проекта – 1 уч. год.  Регулярность встреч: 1 раз в  месяц с октября по апрель, каждая встреча продолжительностью 40-45 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...