Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР на занятиях с логопедом через полифункциональное оборудование
статья по логопедии (старшая группа)

Серова Елена Алексеевна

В статье рассмотрена важность сенсомоторного развития детей в дошкольном детстве, основные задачи развития сенсомоторных способностей детей, а также принципы организации данного процесса. Сенсомоторное развитие является существенной частью своевременного полноценного гармоничного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorimotor_development_of_children_.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР на занятиях с логопедом через полифункциональное оборудование.

                                                                     Серова Елена Алексеевна

 учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 165»

г. Нижний Новгород

e-mail: alenka290870@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрена важность сенсомоторного развития детей в дошкольном детстве, основные задачи развития сенсомоторных способностей детей, а также принципы организации данного процесса. Сенсомоторное развитие является существенной частью своевременного полноценного гармоничного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсомоторное развитие, сенсорное воспитание, дошкольный возраст.

Sensorimotor development of older preschool children with TNR in classes with a speech therapist through multifunctional equipment.                                                                                              

                                                                                    Serova Elena Alekseevna

                                     teacher-speech therapist, MBDOU "Kindergarten No. 165"          

                                                                                                      Nizhny Novgorod 

e-mail: alenka290870@gmail.com

Abstract: The article considers the importance of sensorimotor development of children in preschool childhood, the main tasks of developing children's sensorimotor abilities, as well as the principles of organizing this process. Sensorimotor development is an essential part of the timely full-fledged harmonious development and upbringing of a preschool child.

Keywords: sensorimotor development, sensory education, preschool age.

        Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии - с различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднению познания аномальными детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и школьной адаптации. Перед педагогами ДОУ компенсирующего вида стоят задачи коррекции, компенсации и восстановления нарушенных функций. Также правомерно ставить вопрос о здоровьесбережении.

        В своем исследовании Т. Б. Жукова указывает, что процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья, включает в себя:

- отбор содержания оборудования;

- применение здоровье сберегающих технологий;

- создание психологического комфорта для детей;

- нормализацию учебных нагрузок;

- изменение физического воспитания с целью его оптимизации;

- разработку и внедрение в процесс обучения современных, научно обоснованных пособий.

        Мы работаем с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Для детей с ОНР характерны недифференцированность, фрагментарность и иные нарушения представлений, что отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности и речи. У ребенка с ОНР наблюдается неполное, а иногда и искаженное отражение внешнего мира, обедняется круг представлений, снижается фонематический слух, возникают определенные трудности при подготовке к обучению грамоте.

        Дети нечетко воспринимают обращенную к ним речь, не дифференцируют сходные звуки, что затрудняет звуко-слоговой анализ. У них возникают трудности в восприятии пространства и времени и в ориентировке в окружающем.

        Нейрофизиологи А. Р. Лурия, И. Н. Бернштейн доказали четкую взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Поэтому у детей с отклоняющимся развитием наряду с сенсорными нарушениями имеют место нарушения двигательные: скованность движений, плохая координация, неполный объем движений, нарушение произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, общая моторная неловкость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность. Все это затрудняет процесс обследования детьми предметов и явлений и тормозит их сенсорное развитие.

        Мозг человека, так же как мускулы, развивается, если его тренировать. Чем больше информации проходит через визуальный, слуховой, осязательный и другие анализаторы, тем лучше они будут функционировать.

        Речь - результат согласованной деятельности многих областей мозга. А. В. Запорожец писал: «Обогащенный опыт действий с предметами составляет основу для усвоения детьми значений слов».

        Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о воз-торного и

влияние на речь с помощью обогащения сенсомоторного опыта. Речь идет о внедрении в практику работы природосообразного потребностям детей оборудования и новых форм проведения коррекционных занятий с целью здоровьесбережения. Такие возможности предоставляет педагогам современное полифункциональное оборудование (ПФО), использование которого позволяет обогатить сенсорный опыт ребенка, удовлетворить его потребности в движениях, в игре, в творчестве, скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие. ПФО дает возможность включения в работу всех анализаторов, а деятельность анализаторов наиболее успешно проявляется при их взаимодействии.

        Стимуляция анализаторов средствами ПФО позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции сенсомоторных и речевых недостатков.

Сенсорные и эмоциональные сферы взаимосвязаны. Эмоциональный тон сопровождает ощущения и восприятия, реакции становятся яркими, выразительными, социально значимыми, особенно когда используются эмоционально-сенсорные игры, побуждающие реагировать на различные сенсорные раздражители. В связи с этим возникла необходимость в организации занятий в предметно-игровой среде на основе нового методологического подхода.

        Работа с ПФО в сенсорной комнате основывается на следующих принципах, которые учитывают уровень сенсорного воспитания детей с ОНР и требования времени.

        І принцип — обогащение и углубление содержания сенсомоторного воспитания. Сенсорные эталоны разных модальностей (цвет, величина, форма, звук, фактура) помогают расширить сенсомоторный опыт, сформировать навыки звуко-слогового анализа, оформить с помощью речи полученные сенсомоторные представления. В результате - провести коррекцию и компенсацию речевых недостатков.

        II принцип - природосообразность и учет потребностей детей дошкольного возраста. ПФО помогает организовать занятия в среде, сообразной природе ребенка; отойти от режима традиционной неподвижной позы и дать возможность обучаться, играя и двигаясь; заменить узкоформатные плоскостные технологии познания сенсорно-стимульными и пространственными.

        III принцип - гуманизация и эмоциногенность. Создание таких условий деятельности, в которой ребенок чувствует себя эмоционально и физически комфортно, а также защищенным от стрессов. В результате осуществления этого принципа коррекция и компенсация речевых недостатков происходят без излишнего принуждения и подавления воли ребенка.

        IV принцип - индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование ПФО с учетом структуры дефекта детей с ОНР, их психоэмоционального состояния и уровня развития сенсомоторных навыков.

Каковы же функции, позволяющие использовать это оборудование с целью коррекции сенсомоторных нарушений?

        Функция сенсорных эталонов разных модальностей.

        Сенсорными эталонами цвета могут служить стены сенсорной комнаты, окрашенные в разные цвета; шарики 4 основных цветов, наполняющие бассейн; пузырьковая колонна, «волшебная» нить и т.д. Эти же предметы могут использоваться в качестве сигналов при формировании моторных навыков и пространственных ориентировок, служить символами в процессе моделирования звуковой структуры слова. Мячи разных форм, размеров, десятиугольник бассейна выступают в качестве эталонов формы и размера.

        Функция звукоразличения.

        Звуковые мобайлы, фонотека - это средства формирования звукоразличения, слухового восприятия, фон для релаксации.

        Функцию формирования кинестезий несут колючие коврики, пупырчатые и колючие мячи, шарики «сухого» бассейна, «волшебная» нить и др.

        Кроме эталонной функции, эти элементы оборудования можно использовать для опосредованного массажа, релаксации, формирования двигательного творчества и речевой сноровки. Так, во время игр со светящейся нитью можно осуществлять массаж кистей рук, развивать кинестезии, быстроту реакции, чувство ритма, обогащать словарный запас.

        Формируя двигательное и словесное творчество, мы учим детей превращать мячи-гиганты то в самолет, то в лошариков-скакунов, то в пчелиные ульи. Чаща бассейна на разных занятиях силой воображения превращается в миксер, озеро, медвежью берлогу, а шарики «сухого» бассейна - в мороженое, снежные комки, шуршащую листву и т. д.

        Мы используем ПФО и для ритмизации речи (подскоки и упражнения на мячах-гигантах с одновременным проговариванием стихов, скороговорок). ПФО облегчает процесс подготовки к обучению грамоте через выкладывание схемы слова и предложения из цветных шариков «сухого» бассейна, а также путем деления слов на слоги, сидя на мячах-гигантах.

        Занятия в сенсорной комнате - одно из средств воздействия в комплексе компенсации двигательных и сенсорных нарушений. Они проводятся с подгруппой из 5-6 человек (15—20 мин). Игровая форма занятия, действия с предметами сенсорной комнаты, всестороннее знакомство с их качествами побуждают ребенка к усвоению сенсорных эталонов, оречевлению этих свойств и качеств. В играх формируются произвольность поведения, творчество, речевые, сенсомоторные навыки. Темы познавательных занятий с ПФО соответствуют программным требованиям. Основным мотивом усвоения являются интерес, удовольствие, радость, эмоции.

        Результаты нашей работы:

 • общее оздоровление и укрепление организма;

 • совершенствование сенсорных представлений и перцептивных действий;

 •  формирование аналитического восприятия;

 • развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей ребенка;

 • развитие двигательных способностей, осознанное управление движениями, формирование правильной осанки, быстроты реакции, координации движений;

 •  развитие нервной системы;

 • развитие организованности и дисциплины.

Выводы: Нами отмечено, что применение ПФО позволяет включить компенсаторные процессы без излишнего насилия над природой детей, получить результаты коррекции в более короткие сроки с меньшими затратами сил и здоровья воспитанников и педагогов.

Использованные источники:

1. Венгер Н. Б. Об усвоения ребенком систематизации внешних свойств предметов / Н. Б. Венгер // Вопросы психологии, 1970. – № 4. – С. 77-86.

2. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И.В. Дворова, О.П. Рожков. – М.: МПСИ Модэк, 2007. – 123 с.

3. Маликова Ю.В. Сенсорное воспитание в наследии выдающихся педагогов прошлого / Ю. В. Маликова // Вестник Южно государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского: сб. научных трудов. – Одесса: ПГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. – № 3-4. – с. 151-153.

4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э.Г. Пилюгина – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 112 с.

5. Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесова – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

Приложение 1

Использование ПФО в роли сенсорных эталонов разных модальностей.

Сенсорные эталоны

Цвет

Форма и величина

Звукоразличение

Кинестетические ощущения

Наименование оборудования

- стены, окрашенные в разные цвета;

- шарики 4 основных цветов;

- разноцветные бортики бассейна;

- пузырьковая колонна;

- подсветкой оттеночных цветов;

- светящаяся нить с заданной программой ритмосвечения

- стены прямоугольной формы;

- шарики и мячики разных размеров,

- прямоугольные массажные коврики;

- десятиугольная чаша «сухого» бассейна;

цилиндрическая колонна;

- длинная светящаяся «волшебная» нить;

- мячи-гиганты круглой и овальной форм

- фонотека;

- звуковые мобайлы;

- шумы, возникающие при взаимодействии с ПФО

- массажные коврики;

- гладкие, пупырчатые, колючие мячи разных размеров;

- «волшебные» дощечки на различение фактуры материала;

- шарики «сухого» бассейна; «волшебная» гибкая нить

Способы использования

- эталон цвета и оттенков;

- сигнал при формировании моторных навыков;

- сигнал при формировании пространственных ориентировок;

- символ звука при моделировании звуковой структуры слова

- эталон величины и формы;

- в сравнительных операциях

- средство формирования звукоразличений;

- формирование слухового восприятия,

- фон для релаксации

- эталон формирования различных ощущений;

- опосредованный массаж разных частей тела;

- релаксация;

- деление слов на слоги, сидя на мячах-гигантах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОУ вне занятий"

Отчет за I полугодие 2016/2017 академического года по работе с детьми старшей "В" группы МДОБУ "ЦРР - детский сад №5 ЛГО" по социально-коммуникативному развитию детей вне занятий....

Статья "Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских и японских сказок через проектную деятельность"

Статья адресована педагогам ДОУ. Материал способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе русских и японских народных сказок, развитию творческих спос...

Игры на сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста

Представлена картотека игр и пособий, изготовленных своими руками....

Коррекция сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе предметно-практической деятельности (при работе с бумагой)

В презентации предлставлен опыт работы по коррекции сенсомоторного развития детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности (при работе с бумаге)....

Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Нарушения в развитии речи является одной из наиболее актуальных распространенных проблем, связанных с развитием ребенка дошкольного возраста.Как правило, у детей дошкольного возраста с тяжелыми наруше...

Опыт работы на тему "Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста"

В материале описан опыт работы на протяжении трех лет. Опыт работы теоретически обоснован. Сенсомоторное развитие осуществляется в различных видах дятельности - исследовательская, художественно - твор...