Работа с детьми-мигрантами
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Рекомендации для воспитателей по развитию речи детей-мигрантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi-migrantami.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Миграционные процессы, происходящие в стране, способствовали распространению в образовательных учреждениях детей мигрантов. Актуальность работы по развитию речи на русском языке с данными детьми обусловлена тем, что они обучаются совместно с русскоязычными детьми.
Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалисты формируют у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.
Всех детей-мигрантов разделяют на две группы: дети-билингвы и дети - инофоны.
Дети - билингвы – это дети, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из них никогда не были на своей исторической родине. Родители таких детей, их дедушки и бабушки всегда жили на территории России. Для билингвов русский язык является почти родным. Как правило, они коммуникабельны, практически свободно говорят по-русски.
Дети - инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют иными фоновыми знаниями, а русским языком владеют лишь на бытовом уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В образовательном учреждении эти дети вынуждены общаться с педагогами и сверстниками только на русском языке, вследствие чего у них возникает языковой барьер, который создает для детей-инофонов определенные трудности. Значительную часть мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России.
В семье дети продолжают общаться на родном языке, так как, с одной стороны, их родители мало владеют русским языком и часто не желают демонстрировать ребёнку образцы неправильной русской речи, а с другой стороны, имеют потребность сохранять культурную самобытность, прививать ребёнку любовь к родной речи и традициям родного народа.
Ребёнок продолжает оставаться в своей языковой среде и в силу психологических причин: неумения найти контакт со сверстниками в новой культурной ситуации, предпочтения своих соотечественников и родственников для игр и общения, отсутствия мотивации для вхождения в новую культурную среду, новый социум.
Детский сад – важнейший институт первичной социализации. Именно здесь в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки.
Воспитатель способствует развитию русской разговорной речи и вне специальных занятий, т. е. в повседневной жизни.
Для них мною разработаны рекомендации:
Цель – создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде, формирования речи, подготовка дошкольников к поступлению в первый класс общеобразовательной школы и последующему успешному обучению наравне с русскоязычными сверстниками.
Задачи:
1) закреплять те умения и навыки русской речи, которые дети уже усвоили ;
2) упражнять детей в правильном произношении отдельных звуков, слов, фраз;
3) проводить индивидуальную работу с детьми.
Эти задачи могут в той или иной степени решаться в различных видах детской деятельности — бытовой, игровой, трудовой.
Целесообразно особое внимание уделять тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить. Непосредственно на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности создаются благоприятные условия для активизации навыков употребления новых слов в самостоятельной речи детей, в разных формах диалогического взаимодействия.
Закрепление навыков русской речи можно осуществлять и во время умывания, одевания, приема пищи. В процессе труда (дежурства по столовой, уход за животными и растениями и т. п.) также предоставляются широкие возможности для закрепления и активизации словаря, грамматических конструкций, интонации.
- Целенаправленная работа над развитием русской речи дошкольников – мигрантов начинается со второй младшей группы и продолжается на всех возрастных этапах. В подготовительной группе особое внимание уделяется вопросам подготовки детей к обучению в школе.
В работе с детьми – мигрантами по обучению русскому языку нужен дифференцированный подход. Е.Негневицкая (кандидат психологических наук), предложила таких детей условно разделить на пять групп владения русским языком:
- 1 группа. Дети не владеют русской речью. Некоторые из них лишь понимают отдельные слова (нулевой уровень)
- 2 группа. Дети понимают указания воспитателя и правильно выполняют их, понимают отдельные вопросы, но отвечают на родном языке или пользуются жестами (первый низкий уровень)
- 3 группа. Дети правильно понимают указания и вопросы, произносят отдельные слова, но не умеют строить высказывания, в их речи много фонетических и грамматических ошибок (второй низкий уровень).
- 4 группа. Дети умеют строить высказывания и практически полностью понимают русскую речь, но допускают фонетические и грамматические ошибки (средний уровень)
- 5 группа. Дети полностью понимают русскую речь, правильно строят высказывания, но допускают отдельные ошибки (высокий уровень).
Задачи и содержание работы по развитию русской речи детей – мигрантов различны (в зависимости от владения русской речью) и направлены прежде всего на достижение следующего уровня. Так, если ребёнок относится к первой группе (нулевой уровень), необходимо научить его понимать названия простейших предметов, цветов, действий и т д. наиболее типичных для ситуаций общения, но нельзя требовать, чтобы он сразу отвечал на вопросы и говорил целыми предложениями. Если русская речь у ребёнка находится на среднем уровне, то необходимо исправлять фонетические и грамматические ошибки его речи, создавая ситуации общения, в которых будут использоваться наиболее трудные для ребёнка звуки и звукосочетания, слова и грамматические формы.
Основная задача ежедневной работы с детьми по развитию русской речи в повседневной жизни - повысить их уровень владения русской речью. Ведущая форма работы – естественная беседа (индивидуально с ребёнком, с небольшой подгруппой детей и со всей группой. Воспитатель должен больше говорить с детьми. Постоянно нужно обращаться к ребёнку с вопросами.
Например, во время умывания воспитатель называет все предметы, которые необходимы для этого (вода, мыло, кран, раковина …) сопровождая речь показом этих предметов. Затем предлагает ребёнку показать эти предметы и назвать. В свободное время организует дидактическую игру. Игру, в ходе которой кукла выполняет указания воспитателя и “отвечает” на его вопросы (сопоставляя звучащую речь и реакцию куклы на различные высказывания, дети лучше понимают их содержание).
Во время утреннего приёма детей воспитатель может привлечь их внимание к отдельным предметам одежды, попросить показать такие же предметы у себя. Для закрепления речевых навыков можно проводить дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Особенности работы с детьми мигрантов
Адаптация детей мигрантов в детском саду....