Выступление
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей-дефектологов РМР
Мы живем в большом и разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств.
Сл.3 Сенсорная интеграция-это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.
В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес JeanAyres, 1923-1988 и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, гиперактивность; в лечении неврологических и дементных взрослых больных.
Представьте, насколько трудной может быть жизнь тех, кто: не видит или не слышит, не может понять того, что слышит или видит , не может анализировать поступающую информацию: тактильную, двигательную и гравитационную и т.д. От учета сенсорных потребностей зависит наша способность обучаться и правильно поступать в различных ситуациях.
Сл. 4. Цель сенсорно-интеграционной коррекции -усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Сл. 5, 6, 7 Симптомы нарушения сенсорной интеграции
- Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру,
- избегание касания некоторых фактур (песок, каша)
- избегание занятий с пластилином, рисования пальцами
- проблемы с манипулированием столовых приборов, ножниц
- неправильный захват карандаша - сверхчувствительность к звукам, к свету
- трудности в обучении письму и чтению
- трудности с выслушиванием рекомендаций
- проблемы с обучением езды на велосипеде
- избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми
- затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов
- трудности в различении правой и левой сторон, особенно когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься
- низкий порог толерантности к близости другого лица
2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
3. Расстройства мышечного тонуса
4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной и/или мелкой моторики)
5. Двигательная неуклюжесть
6. Трудности в концентрации, импульсивность
7. Быстрая утомляемость
8. Отказ от социальных контактов
9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования
Сл. 8 Чаще всего сенсорные проблемы испытывают:
- дети со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания
- дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания
- дети с ДЦП
- дети с аутизмом
- дети с задержкой психического развития
- дети с ментальными нарушениями
- дети с заболеванием генетического характера (синдром Дауна, с-мАспергера, Ретта, Вильямса, Тернера, Клайнфельтера и др.)
Сл. 9 Процессы сенсорной интеграции
Сл. 10 Зрительная система- способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим. Это самый мощный источник информации о внешнем мире;
Слуховая система - информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию.
Проприоцептивная система – информация, полученная от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции.
Вестибулярная система - чувство движения; состояние равновесия, изменение, движение и положения тела в пространстве.
Тактильная система - информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже.
Сл.11Диагностика нарушений сенсорной интеграции
Диагностика основывается на подробном изучении анамнеза ребенка и наблюдениях педагогов группы за проявлениями сенсорной интеграции. Эта работа проводится в течении первых месяцев пребывания ребенка в детском саду.
Сл. 11 Продолжение
При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции следует помнить:
- Нарушения сенсорной интеграции выражается у каждого ребенка по- разному
- Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции
- Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут быть работать нормально
- Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам
Сл.12-17 Характеристика восприятий
Сл. 18-19 Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции
-Вращение по кругу
-Раскачивание на качелях или в гамаке
-Перекатывание со спины на живот
-Заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги
-Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий
-Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом
-Растягивание эластичных лент
-Балансирование нагимнастических мячах
-Катание на животе на роликовой доске
-Ползание ходьба, бег по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности
-Лазание по тренажёрным стенкам
-Перетягивание каната
-Прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку
-Прыжки с маракасами в руках
-Прыжки на палочке лошадка в ритме музыки
-Имитация движений животных
-Движения под музыку, пение песен с движениями
-Подражание позам и очерёдности движений
-Футбол бумажным пакетом
-Броски в цель бумажных снежков
-Игры с мыльными пузырями
Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек
Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами
Сл. 20-23Гарденотерапиярассказать
Просто сказать о коррекционной работе
Строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции.
На специальных занятиях ребенок получает специальные сенсорные ощущения- зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные идр. Он учиться обрабатывать их, и адыкватно реагировать на стимуляцию и решать задачи, связанные с деятельностью. Это помогает в формировании образа собственного тела и его возможностей, позволяет продвинуться в освоении окружающего мира и начать активно действовать в нем, в то время как без учета сенсорномоторных потребностей такого ребенка обучение и деятельность для него весьма затруднены и вызывает сильное напряжение и протест.
Сл. 24-30 Фотоматериалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42147.jpg)
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-191232-1365449414.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265148-1370948838.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265186-1370956357.jpg)
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752150-1454950404.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-883928-1485594534.jpg)
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....