Конспект занятия по теме "Животные холодных стран" для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Развитие лексико-грамматического строя и фонематического слуха дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей с животными Севера. | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающей деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
(первый год обучения)
на тему: «Животные севера».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные задачи:
- Обогатить пассивный словарь детей за счёт слов:
Арктика, Антарктика, полюс, мерзлота, лежбище, ласты, моржиха, тюлениха, морская слониха, морской котик, морская львица, раздражительный, добродушная, любознательная.
- Обогатить активный словарь детей существительными: морж, кит, тюленёнок (белёк), львёнок, слонёнок; глаголами: хлопать, плавать, крутиться, петь, нырять, охотиться, ловить (рыбу); прилагательными: большая, весёлая, толстая, ленивый, сердитый; наречиями: громко, страшно, грозно.
- Учить детей образовывать названия детёнышей: тюленёнок (белёк), львёнок, слонёнок, моржонок,
- Учить детей согласовывать существительные со словом «много» в винительном падеже.
- Учить детей согласовывать существительные с числительным два (два глаза, два бивня, два ласта).
- Учить детей разгадывать ребус (слово «КИТ») и производить анализ этого слова, составлять схему.
- Закрепить умение делить слова на части.
- Развивать связную речь: учить задавать вопросы и отвечать на них предложением.
- Развивать мелкую моторику рук (с использованием массажных колец «Су-джок»),
- Развивать мимическую мускулатуру (рассердился, удивился, улыбнулся).
Воспитательные задачи:
- Учить выслушивать до конца ответы детей, не перебивать.
- Развивать усидчивость.
- Формировать любовь и гордость за наш город Санкт-Петербург.
- Воспитывать доброжелательное отношение к животным разных стран, желание заботиться о них.
Ход коррекционно-развивающей деятельности:
I. Вводная часть:
- Ребята, вчера я гуляла по нашему замечательному городу и зашла в очень интересное здание. У меня с собой была видеокамера и я сняла то, что там увидела. Хотите посмотреть, кого я увидела? (Дети смотрят на мониторе отрывок выступления моржихи Сони в дельфинарии).
- Кого вы увидели? Какая моржиха? Что она умеет делать?
- Где в нашем городе можно увидеть моржиху?
- Да, вчера я была в дельфинарии.
- А, откуда в дельфинарий привезли моржиху Соню?
- Правильно, моржи живут на Северном полюсе.
(Показать на глобусе Северный полюс).
- А вы хотели бы побывать на Северном полюсе?
Да? А как туда можно добраться? (На самолёте, корабле).
- Правильно, Северный полюс очень далеко и попасть туда очень сложно, ведь там всегда очень холодно - вечная мерзлота, вода в океане всегда покрыта толстым слоем льда, туда можно добраться не просто на корабле, а только на специальном корабле, который может расколоть лёд - на ледоколе (он колет лёд).
- Но, у меня для вас есть ещё один сюрприз, я принесла вам цветочек. (Достать цветик-семицветик). Это волшебный цветок и он может выполнить все наши желания, надо только оторвать любой лепесток, кинуть его и проговорить волшебные слова. Вы знаете эти слова? Тогда вставайте. Кто хочет оторвать первый лепесток? (Ребёнок отрывает лепесток.) Повторяйте за мной слова и движения:
Дети бегут по кругу друг за другом.
Дети выполняют наклоны влево и вправо. Дети размахивают руками вперёд-назад. Дети кружатся на месте.
Дети приседают.
- Дима, скажи, что должен сделать волшебный лепесток?
(«Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе».)
Выставить картину про Северный полюс.
II. Основная часть:
- Вот мы и попали на Северный полюс, в Арктику.
Ветер льдину к нам несёт. (Выставить иллюстрацию моржа.)
Кто-то к нам на ней плывёт! (К нам на льдине плывёт морж.)
Логопед читает стих:
Морж огромен и сердит,
Громким рёвом знаменит.
Раздражителен, ленив,
Но усат, хорош, красив.
- Посмотрите на него. Расскажите, что есть у моржа. И для чего?
У моржа есть два глаза, чтобы смотреть.
У моржа есть два клыка, чтобы защищаться и забираться на льдину.
У моржа есть четыре ласты, чтобы быстро плавать.
- Кожа у моржа очень толстая, сам он большой, жирный, чтобы не замёрзнуть даже в самый сильный мороз. На спине под кожей у моржа есть
два мешка, наполненные воздухом, поэтому моржи могут спать на воде и не утонут.
- Что умеет делать морж?
Морж умеет нырять, плавать, ловить рыбу.
- Как называются детёныши у моржа? ( У моржа есть моржата)
- По-моему, к нам ещё кто-то идёт. (Включить запись рычания медведя)
- Кто это? Как вы догадались? (Медведь умеет рычать). Как рычит медведь? (Громко, страшно, грозно).
Выставить картину с изображением белого медведя.
Логопед читает стих:
Не сплю я в берлоге студёной зимой.
Хотя и медведь я, и очень большой.
Белая шуба, чёрненький нос,
Хожу я по льдине и в снег, и в мороз.
Мимическая гимнастика:
- Ой, кажется, медведя кто-то рассердил.
(Покажите, как медведь рассердился?)
А теперь он увидел нас и удивился. (Покажите, как медведь удивился)
А теперь он нам улыбается, давайте тоже ему улыбнёмся.
- Посмотрите, какой медведь? (Белый, большой, огромный, косматый, мохнатый).
- Ребята, а вы ещё не замёрзли? Здесь так холодно! Давайте погреем руки. Массаж рук с шариками и колечками «Су-Джок»:
Мишка с нами греет лапки Каждый пальчик по-порядку. Вот согреем мы большой, Разотрём его с тобой, Не забудем и указку Вверх и вниз пройдем не раз мы, Средний мы потрём усердно, Больше всех замёрз, наверно. Безымянный не забудем Посильней тереть мы будем, И мизинчик разогреем, Очень мы его жалеем.
- Какие ещё животные живут на севере? (олени, полярный волк, песец и т.д.) Нам пора отправляться дальше. Хотите побывать на Южном полюсе? (Показать на глобусе). Давайте оторвём следующий лепесток и отправимся на Южный полюс, в Антарктику.
Другой ребёнок отрывает лепесток и все вместе произносим слова и выполняем упражнения:
Дети бегут по кругу друг за другом.
Через запад на восток, Дети выполняют наклоны влево и вправо.
Через север, через юг, Дети размахивают руками вперёд-назад.
Возвращайся, сделав круг. Дети кружатся на месте.
Лишь коснёшься ты земли Дети приседают.
Быть по-моему вели:
- Коля, скажи, что должен сделать волшебный лепесток?
(Вели, чтобы мы оказались на Южном полюсе).
- Вот мы и попали на Южный полюс. Как вы думаете, здесь холодно?
(Да! Солнечные лучи сюда не попадают, не согревают, здесь всегда лёд, холодно).
Выставить картину-коллаж «Лежбище».
- Впереди я вижу берег - лежбище, где собираются и отдыхают разные животные, которые живут на Южном полюсе.
- Посмотрите вперёд и скажите, кого вы здесь видите? Дети отвечают по очереди:
- Я вижу много пингвинов.
- Я вижу много тюленей.
- Я вижу много морских котиков.
- Я вижу много морских леопардов.
- Я вижу много морских слонов.
Логопед: «Я вижу ещё одно очень большое животное. Давайте отгадаем ребус, и вы узнаете, что это за животное».
(Разгадываем ребус со словом «КИТ» и производим анализ этого слова: выделяем первый, второй и третий звук. Называем, сколько в слове букв, звуков, сколько гласных, сколько согласных. Выкладываем схему.)
Логопед читает стихотворение:
Кто там по морю плывёт,
Разрезая толстый лёд?
Ледокол идёт вперёд,
Вспарывая носом лёд. (Выставить картину ледокола)
- Ребята, смотрите, кажется, животным нужна наша помощь. Когда проходил ледокол, он разбил лёд на мелкие льдины и теперь мамы не могут найти своих детёнышей. (На магнитной доске появляются куски льдин, на которых сидят большие животные и их детёныши. Дети соединяют маму и ребёнка и рассказывают об этом.)
- Мама морская слониха нашла своего слонёнка.
Морская львица нашла своего львёнка.
Пингвиниха - пингвинёнка.
Тюлениха - тюленёнка (белека).
- На ледоколе на Южный и Северный полюс приплывают учёные, они изучают природу, животных, птиц в Арктике и Антарктике. А сейчас они получили задание: привезти разных животных в Санкт - Петербург, в дельфинарий. Давайте поможем учёным погрузить и разместить животных на корабле. (Дети отхлопывают названия животных и размещают их на палубах, в соответствии с количеством слогов в слове).
- Молодцы, мы всё увидели и даже помогли учёным, и теперь можем отправляться обратно в детский сад.
Лети-лети лепесток | Дети |
Через запад на восток, | Дети |
Через север, через юг, | Дети |
Возвращайся, сделав круг. | Дети |
Лишь коснёшься ты земли | Дети |
Быть по-моему вели: |
Отрываем лепесток и выполняем упражнения:
Лети-лети лепесток Дети бегут по кругу друг за другом.
Настя, скажи, что должен сделать волшебный лепесток?
(Вели, чтобы мы оказались в Санкт - Петербурге, в садике).
- Вот мы и вернулись в Санкт-Петербург. Но, мне кажется это не садик.
- Куда мы попали? ( В зоопарк)
- А, как вы думаете, почему мы сюда попали? (Здесь тоже можно увидеть животных Севера?)
- В зоопарке много разных животных. И один раз здесь встретились два медведя: белый и бурый. Бывает такое? (Нет). А, вот в зоопарке бывает!
Они никогда не видели друг друга и очень удивились, когда встретились.
Диалог двух медведей (по схеме)
Раздать маски медведей двум детям.
- Здравствуй, белый медведь. Где ты живёшь?
- Здравствуй, бурый медведь. Я живу на севере на льдине. А ты где живёшь?
- Я живу в лесу, в берлоге. Почему у тебя белая шерсть?
- Чтобы меня не было видно на льдине. Почему ты коричневый?
- Чтобы меня не было видно в лесу, среди деревьев. Что ты ешь?
- Я ем рыбу, тюленей. А ты что ешь?
- Я тоже ем рыбу, а ещё листья, корни, ягоды, люблю мёд. А зимой я сплю в берлоге. Что ты делаешь зимой?
- У нас на севере всегда зима. У меня нет берлоги, я сплю прямо на льдине, в снегу. Весной у меня появляются медвежата. А у тебя?
- У меня зимой в берлоге тоже появляются медвежата.
- Вот и подошло к концу наше путешествие, расскажите, что вам запомнилось больше всего, где понравилось? (Выслушать ответы детей)
В выходные вы вместе с родителями можете сходить в дельфинарий, зоопарк, цирк, в музей Арктики и Антарктики (показать буклет музея), где вы сможете посмотреть на животных холодных стран, узнать, как там живут учёные, какие растения есть на севере. Наше путешествие закончилось, можете идти в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
Конспект занятия по ориентировке в пространстве детей со сложной патологией зрительного анализатора. Индивидуальное занятие. Слабовидящий ребенок 7 лет. Тема: "Ферма"
Обучение ориентировке в пространстве , использование детьми схем....
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы «Тепло-холодно»
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы «Тепло-холодно»Лилия Позднякова Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы «Тепло-холодно»...
Конспект занятия Пришла зима холодная
Конспект занятия Пришла зима холодная...
конспект занятия "Маленькой елочке холодно зимой"
Интегрированное занятие по рисованию для дошкольников среднего возраста.Цель занятия : развитие творческих способностей....