Конспект занятия по теме "Животные холодных стран" для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Войтеховская Светлана

Развитие лексико-грамматического строя и фонематического слуха дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
(первый год обучения)
на тему: «Животные севера».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные задачи:
  1. Обогатить пассивный словарь детей за счёт слов:

Арктика, Антарктика, полюс, мерзлота, лежбище, ласты, моржиха, тюлениха, морская слониха, морской котик, морская львица, раздражительный, добродушная, любознательная.

  1. Обогатить активный словарь детей существительными: морж, кит, тюленёнок (белёк), львёнок, слонёнок; глаголами: хлопать, плавать, крутиться, петь, нырять, охотиться, ловить (рыбу); прилагательными: большая, весёлая, толстая, ленивый, сердитый; наречиями: громко, страшно, грозно.
  2. Учить детей образовывать названия детёнышей: тюленёнок (белёк), львёнок, слонёнок, моржонок,
  3. Учить детей согласовывать существительные со словом «много» в винительном падеже.
  4. Учить детей согласовывать существительные с числительным два (два глаза, два бивня, два ласта).
  5. Учить детей разгадывать ребус (слово «КИТ») и производить анализ этого слова, составлять схему.
  6. Закрепить умение делить слова на части.
  7. Развивать связную речь: учить задавать вопросы и отвечать на них предложением.
  8. Развивать мелкую моторику рук (с использованием массажных колец «Су-джок»),
  9. Развивать мимическую мускулатуру (рассердился, удивился, улыбнулся).

Воспитательные задачи:

  1. Учить выслушивать до конца ответы детей, не перебивать.
  2. Развивать усидчивость.
  3. Формировать любовь и гордость за наш город Санкт-Петербург.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к животным разных стран, желание заботиться о них.

Ход коррекционно-развивающей деятельности:

I. Вводная часть:

  • Ребята, вчера я гуляла по нашему замечательному городу и зашла в очень интересное здание. У меня с собой была видеокамера и я сняла то, что там увидела. Хотите посмотреть, кого я увидела? (Дети смотрят на мониторе отрывок выступления моржихи Сони в дельфинарии).
  • Кого вы увидели? Какая моржиха? Что она умеет делать?
  • Где в нашем городе можно увидеть моржиху?
  • Да, вчера я была в дельфинарии.
  • А, откуда в дельфинарий привезли моржиху Соню?
  • Правильно, моржи живут на Северном полюсе.

(Показать на глобусе Северный полюс).

  • А вы хотели бы побывать на Северном полюсе?

Да? А как туда можно добраться? (На самолёте, корабле).

  • Правильно, Северный полюс очень далеко и попасть туда очень сложно, ведь там всегда очень холодно - вечная мерзлота, вода в океане всегда покрыта толстым слоем льда, туда можно добраться не просто на корабле, а только на специальном корабле, который может расколоть лёд - на ледоколе (он колет лёд).
  • Но, у меня для вас есть ещё один сюрприз, я принесла вам цветочек. (Достать цветик-семицветик). Это волшебный цветок и он может выполнить все наши желания, надо только оторвать любой лепесток, кинуть его и проговорить волшебные слова. Вы знаете эти слова? Тогда вставайте. Кто хочет оторвать первый лепесток? (Ребёнок отрывает лепесток.) Повторяйте за мной слова и движения:

Дети бегут по кругу друг за другом.

Дети выполняют наклоны влево и вправо. Дети размахивают руками вперёд-назад. Дети кружатся на месте.

Дети приседают.

  • Дима, скажи, что должен сделать волшебный лепесток?

(«Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе».)

Выставить картину про Северный полюс.

II. Основная часть:

  • Вот мы и попали на Северный полюс, в Арктику.

Ветер льдину к нам несёт. (Выставить иллюстрацию моржа.)

Кто-то к нам на ней плывёт! (К нам на льдине плывёт морж.)

Логопед читает стих:

Морж огромен и сердит,

Громким рёвом знаменит.

Раздражителен, ленив,

Но усат, хорош, красив.

  • Посмотрите на него. Расскажите, что есть у моржа. И для чего?

У моржа есть два глаза, чтобы смотреть.

У моржа есть два клыка, чтобы защищаться и забираться на льдину.

У моржа есть четыре ласты, чтобы быстро плавать.

  • Кожа у моржа очень толстая, сам он большой, жирный, чтобы не замёрзнуть даже в самый сильный мороз. На спине под кожей у моржа есть

два мешка, наполненные воздухом, поэтому моржи могут спать на воде и не утонут.

  • Что умеет делать морж?

Морж умеет нырять, плавать, ловить рыбу.

  • Как называются детёныши у моржа? ( У моржа есть моржата)
  • По-моему, к нам ещё кто-то идёт. (Включить запись рычания медведя)
  • Кто это? Как вы догадались? (Медведь умеет рычать). Как рычит медведь? (Громко, страшно, грозно).

Выставить картину с изображением белого медведя.

Логопед читает стих:

Не сплю я в берлоге студёной зимой.

Хотя и медведь я, и очень большой.

Белая шуба, чёрненький нос,

Хожу я по льдине и в снег, и в мороз.

Мимическая гимнастика:

  • Ой, кажется, медведя кто-то рассердил.

(Покажите, как медведь рассердился?)

А теперь он увидел нас и удивился. (Покажите, как медведь удивился)

А теперь он нам улыбается, давайте тоже ему улыбнёмся.

  • Посмотрите, какой медведь? (Белый, большой, огромный, косматый, мохнатый).
  • Ребята, а вы ещё не замёрзли? Здесь так холодно! Давайте погреем руки. Массаж рук с шариками и колечками «Су-Джок»:

Мишка с нами греет лапки Каждый пальчик по-порядку. Вот согреем мы большой, Разотрём его с тобой, Не забудем и указку Вверх и вниз пройдем не раз мы, Средний мы потрём усердно, Больше всех замёрз, наверно. Безымянный не забудем Посильней тереть мы будем, И мизинчик разогреем, Очень мы его жалеем.

  • Какие ещё животные живут на севере? (олени, полярный волк, песец и т.д.) Нам пора отправляться дальше. Хотите побывать на Южном полюсе? (Показать на глобусе). Давайте оторвём следующий лепесток и отправимся на Южный полюс, в Антарктику.

Другой ребёнок отрывает лепесток и все вместе произносим слова и выполняем упражнения:

Дети бегут по кругу друг за другом.

Через запад на восток, Дети выполняют наклоны влево и вправо.

Через север, через юг, Дети размахивают руками вперёд-назад.

Возвращайся, сделав круг. Дети кружатся на месте.

Лишь коснёшься ты земли Дети приседают.

Быть по-моему вели:

  • Коля, скажи, что должен сделать волшебный лепесток?

(Вели, чтобы мы оказались на Южном полюсе).

- Вот мы и попали на Южный полюс. Как вы думаете, здесь холодно?

(Да! Солнечные лучи сюда не попадают, не согревают, здесь всегда лёд, холодно).

Выставить картину-коллаж «Лежбище».

  • Впереди я вижу берег - лежбище, где собираются и отдыхают разные животные, которые живут на Южном полюсе.
  • Посмотрите вперёд и скажите, кого вы здесь видите? Дети отвечают по очереди:
  • Я вижу много пингвинов.

- Я вижу много тюленей.

- Я вижу много морских котиков.

- Я вижу много морских леопардов.

- Я вижу много морских слонов.

Логопед: «Я вижу ещё одно очень большое животное. Давайте отгадаем ребус, и вы узнаете, что это за животное».

(Разгадываем ребус со словом «КИТ» и производим анализ этого слова: выделяем первый, второй и третий звук. Называем, сколько в слове букв, звуков, сколько гласных, сколько согласных. Выкладываем схему.)

Логопед читает стихотворение:

Кто там по морю плывёт,

Разрезая толстый лёд?

Ледокол идёт вперёд,

Вспарывая носом лёд. (Выставить картину ледокола)

  • Ребята, смотрите, кажется, животным нужна наша помощь. Когда проходил ледокол, он разбил лёд на мелкие льдины и теперь мамы не могут найти своих детёнышей. (На магнитной доске появляются куски льдин, на которых сидят большие животные и их детёныши. Дети соединяют маму и ребёнка и рассказывают об этом.)
  • Мама морская слониха нашла своего слонёнка.

Морская львица нашла своего львёнка.

Пингвиниха - пингвинёнка.

Тюлениха - тюленёнка (белека).

  • На ледоколе на Южный и Северный полюс приплывают учёные, они изучают природу, животных, птиц в Арктике и Антарктике. А сейчас они получили задание: привезти разных животных в Санкт - Петербург, в дельфинарий. Давайте поможем учёным погрузить и разместить животных на корабле. (Дети отхлопывают названия животных и размещают их на палубах, в соответствии с количеством слогов в слове).

- Молодцы, мы всё увидели и даже помогли учёным, и теперь можем отправляться обратно в детский сад.

Лети-лети лепесток

Дети

Через запад на восток,

Дети

Через север, через юг,

Дети

Возвращайся, сделав круг.

Дети

Лишь коснёшься ты земли

Дети

Быть по-моему вели:

Отрываем лепесток и выполняем упражнения:

Лети-лети лепесток Дети бегут по кругу друг за другом.

Настя, скажи, что должен сделать волшебный лепесток?

(Вели, чтобы мы оказались в Санкт - Петербурге, в садике).

  • Вот мы и вернулись в Санкт-Петербург. Но, мне кажется это не садик.
  • Куда мы попали? ( В зоопарк)
  • А, как вы думаете, почему мы сюда попали? (Здесь тоже можно увидеть животных Севера?)
  • В зоопарке много разных животных. И один раз здесь встретились два медведя: белый и бурый. Бывает такое? (Нет). А, вот в зоопарке бывает!

Они никогда не видели друг друга и очень удивились, когда встретились.

Диалог двух медведей (по схеме)

Раздать маски медведей двум детям.

  • Здравствуй, белый медведь. Где ты живёшь?
  • Здравствуй, бурый медведь. Я живу на севере на льдине. А ты где живёшь?
  • Я живу в лесу, в берлоге. Почему у тебя белая шерсть?
  • Чтобы меня не было видно на льдине. Почему ты коричневый?
  • Чтобы меня не было видно в лесу, среди деревьев. Что ты ешь?
  • Я ем рыбу, тюленей. А ты что ешь?
  • Я тоже ем рыбу, а ещё листья, корни, ягоды, люблю мёд. А зимой я сплю в берлоге. Что ты делаешь зимой?
  • У нас на севере всегда зима. У меня нет берлоги, я сплю прямо на льдине, в снегу. Весной у меня появляются медвежата. А у тебя?
  • У меня зимой в берлоге тоже появляются медвежата.
  1. Вот и подошло к концу наше путешествие, расскажите, что вам запомнилось больше всего, где понравилось? (Выслушать ответы детей)

В выходные вы вместе с родителями можете сходить в дельфинарий, зоопарк, цирк, в музей Арктики и Антарктики (показать буклет музея), где вы сможете посмотреть на животных холодных стран, узнать, как там живут учёные, какие растения есть на севере. Наше путешествие закончилось, можете идти в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы «Тепло-холодно»

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы «Тепло-холодно»Лилия Позднякова Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы «Тепло-холодно»...

Конспект занятия Пришла зима холодная

Конспект занятия Пришла зима холодная...

конспект занятия "Маленькой елочке холодно зимой"

Интегрированное занятие по рисованию для дошкольников среднего возраста.Цель занятия : развитие творческих способностей....