Задержка речевого развития у детей
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Задержка речевого развития у детей»
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.
Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.
Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, отоларинголога и психолога.
Причины задержки речевого развития у детей: 1. Нарушение слуха. 2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. 3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и правильно. 4. Генетическая предрасположенность. В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).
7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого(нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи). 8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Билингвизм (двуязычные семьи). Рекомендации для родителей: - Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия. - Говорите сами четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь. - Ежедневное чтение ребенку окажет заметное влияние на его речь и поведение, художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком. - Не говорите при ребенке о его отставании. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. - Вызывайте желание подражать взрослому. - На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин. - Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т.д. - Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения. - В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству. - Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.) - Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией и компьютерными играми. - Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....
Система занятий по профилатике задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни
Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. основная задача речевого развития детей овладение...
МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.
МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТей. Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать п...
МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать предвестником дальнейших серьезных проблем, в чис...
Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...