МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»
методическая разработка по логопедии

Цель мастер-класса: Повышение уровня  профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми в НОД с использованием логоритмики,

- показать значимость применения логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Учитель-логопед Луцева О.Н.

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»

Цель мастер-класса: Повышение уровня  профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми в НОД с использованием логоритмики,

- показать значимость применения логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников.

Теоретическая часть

Движение лежит в основе жизнедеятельности человека и является необходимым фактором для его нормального развития.

Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение и применяется к работе систем органов (сердечной, дыхательной т.д.) и по отношению к речи.

Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений: ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных органов, в том числе и артикуляционных, речедвигательных. К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от норм основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонематического строя речи. По наблюдениям специалистов  у 50-60 % таких детей наблюдается слабовыраженные нарушения ЦНС: общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, нарушение регуляции мышечного тонуса, недоразвитие мелкой моторики рук. Такие дети нуждаются в длительной коррекционной работе.

 В коррекционно-развивающей работе с детьми положительную роль играет логопедическая ритмика, представляющая собой синтез слова, движения и музыки.

 С помощью логопедической ритмики возможны решения оздоровительных, познавательных, воспитательных и коррекционных задач.

К оздоровительным задачам относятся:

- укрепление костно-мышечного аппарата,

- развитие дыхания,

- развитие координации движений и моторных функций,

- формирование правильной осанки и красивой походки,

- развитие ловкости, силы, выносливости.

К образовательным задачам относятся:

- формирование двигательных умений и навыков,

- развитие пространственных представлений,

- развитие переключаемости, координации движений.

К воспитательным задачам относятся:

- воспитание и развитие чувства ритма,

- формирование способности восприятия музыкальных образов и умение перевоплощаться,  проявлять художественно-творческих способностей,

- совершенствование личностных качеств,

- формирование и развитие организаторских способностей.

К коррекционным задачам относятся:

- развитие речевого дыхания,

- развитие артикуляционного аппарат,

- развитие фонематического восприятия.

- развитие грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

Логопедическая ритмика с одной стороны устраняет нарушение функций, с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую  функцию, артикуляционный аппарат, внимание, память, процессы запоминания, воспроизведения речевого и двигательного материала, т.е. развивает функциональную речевую систему и неречевые психические процессы.

Практическая часть

План:

  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Работа над ритмическим рисунком.
  •  Развитие пантомимики.
  • Формирование стихотворного ритма.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Координация речи с движением.
  • Пение.
  • Развитие воображения.
  1. Развитие эмоциональной сферы.

Мимика.

  • Улыбнулись-огорчились,

Удивились-рассердились.

Выражаем восхищение: ах!

Укусила оса: ай!

Увидели огромный арбуз: ого!

  • Эмоциональные этюды.

Веселый котенок,

Грустный жеребенок,

Испуганный теленок,

Сонный медвежонок.

  • Инсценировка эмоционального этюда.

Волк зайчонка увидал: у-у-у,

Бедный зайка задрожал.

Мед в лесу медведь искал,

Злого волка он прогнал: ы-ы-ы.

Успокоил он зайчонка

И отвел домой ребенка.

II. Развитие речевого дыхания.

  • Обучение долгому, плавному выдоху с использованием перьев, бабочек и стрекоз.
  • Пропевание гласных звуков в разной тональности под музыку.
  • Работа над согласными звуками:

А)    с – с - с – широкий ручей,

        с' - с' - с' – широкий ручей.

Б)   Дятел дерево долбит: д - д – д,

       Поезд вдалеке стучит: ч – ч – ч,

       Ежик топает, пыхтит: п – п – п,

       Папа молотком стучит: т – т – т,

       На Полкана гусь шипит: ш – ш – ш,

       А Полкан в ответ рычит: р – р – р.

В) отработка дыхания по схеме с применением музыка. Рифмовка «Жук и муха».

III.  Развитие  мелкой моторики.

  • Составление фигурок из пальцев (заяц, коза,  лягушка, собачка, цветок, ножницы и т.д.).
  • Упражнения на движения пальцев рук с использование  счета 1-2 («Кулачки», «Уточка», «Цапля» , «Лошадка»).
  • Рифмовка с движением рук  пальцев.

А)  Дождик капает с утра,

      Вдруг полил, как из ведра.

Б)  Солнце вышло из-за тучи,

     Держим ровно каждый лучик.

В) Зайка весело гулял

     И под сильный дождь попа.

     Но не вымок зайка наш,

    Он нашел в лесу шалаш.

  Г) Шьет сапожник сапожок,

      Пятка вот, а вот носок.

      Шьет другой он сапожок,

      Пятка вот, а вот носок.

      Для кого сапожки?

      Для красивой кошки!

 IV. Работа над ритмическим рисунком.

  • Отбивание ритмов ладонями 1-2, 2-1, 3-3.
  • Отбивание схемы «овощные ритмы» под музыку.
  • Разучивание ритмичного рисунка песенки В. Шаинского «Антошка» с использованием музыкальных инструментов (маракас, погремушка, ложки, бубен, трещотка и т.д.).

V.  Развитие пантомимики.

  • Спорт.

 А) подбрасываем и ловим мяч.

Б) прыжки через скакалку (имитация).

В) Раскручивание  обруча (имитация).

Г) Качели (имитация).

  • Огород.

В землю  семена сажаем,

А теперь их поливаем.

Берем грабли, загребаем,

Урожая ожидаем.

  • Передвижения животных под музыку.

Жарко! И лесной тропой

Звери спешат к водопою,

Крадется волчонок,

Топает слоненок,

Катится ежонок,

Переваливается медвежонок,

Гордый лось идет напиться

И спешит к воде лисица (имитация движений животных под музыку).

VI. Формирование стихотворного ритма.

  1. Чистоговорки

Ха-ха-ха, ха-ха-ха,

Мы ловили петуха!

Ух-ух-ух, ух-ух-ух,

Убежал от нас петух!

  1. Подскажи словечко:

а) Надо воздухом дышать,

мы идем сейчас … (гулять)

б) Гришенька играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

в) на поляне новый дом,

Кто его построил?.. (гном)

г) Фрукт любимый у Танюши,

Спелая, большая … (груша)

д) Генка наш нерадостный,

под мышкой держит … (градусник)

е) Целый день с Егоркой

Они катались с …(горки)

  1. Подбот рифмы к словам.

Груша для … (Надюши, Ксюши и т.д.)

Апельсины для … (Алины, Полины, Ирины и т.д.)

Гранаты для … (Игната, Ренаты и т.д.)

Банан для … (Ульяны, Светланы и т.д.)

VII. Развитие фонематического восприятия.

  1. Игра «4 лишний»

Галя, Гоша, Катя , Гриша,

Коля, Катя, Кристина, Оля и т.д.

  1. Игра «исправь меня»

Небель (мебель), жажигалка (зажигалка), бочта (почта) и т.д.

  1. Игра «Звук п потерялся»

- очтальон, -овар, -араход, -аравоз, -альто, -астух, -латья, -уговица и т.д.

VII. Координация речи с движениями.

  1. Логоритмическое упражнение.

Ме-не, ме-не, ме-не, ме-не

Мы идем с букетом к Лене.

Ми-ни, ми-ни, ми-ни, ми-ни

Славный медвежонок Винни.

Мю-ню, мю-ню, мю-ню,

Приласкаем киску Дуню.

Мя-ня, мя-ня, мя-ня,

Собирает вишни Таня.

  1. Хоровод:

В огород пойдем, урожай соберем,

Мы картошки накопаем,

А капусты натаскаем,

Срежем мы кочан капусты,

Крупный, свежий, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

IX. Пение.

Разучивание песенки про весну с использованием различных движений.

X. Развитие воображения.

Игра-импровизация «Бабочки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика в повседневной жизни детского сада

В последние годы ,к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим встаёт вопрос о введении  логоритмических упражнений с более раннего возраста не толь...

Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада

Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо - моторной координации. ...

Мастер -класс "Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада"

         В  ДОУ актуальна проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей с нарушением речи. Цель мое...

Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"...

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приё...