МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»
методическая разработка по логопедии
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми в НОД с использованием логоритмики,
- показать значимость применения логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»
Учитель-логопед Луцева О.Н.
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми в НОД с использованием логоритмики,
- показать значимость применения логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников.
Теоретическая часть
Движение лежит в основе жизнедеятельности человека и является необходимым фактором для его нормального развития.
Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение и применяется к работе систем органов (сердечной, дыхательной т.д.) и по отношению к речи.
Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений: ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных органов, в том числе и артикуляционных, речедвигательных. К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от норм основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонематического строя речи. По наблюдениям специалистов у 50-60 % таких детей наблюдается слабовыраженные нарушения ЦНС: общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, нарушение регуляции мышечного тонуса, недоразвитие мелкой моторики рук. Такие дети нуждаются в длительной коррекционной работе.
В коррекционно-развивающей работе с детьми положительную роль играет логопедическая ритмика, представляющая собой синтез слова, движения и музыки.
С помощью логопедической ритмики возможны решения оздоровительных, познавательных, воспитательных и коррекционных задач.
К оздоровительным задачам относятся:
- укрепление костно-мышечного аппарата,
- развитие дыхания,
- развитие координации движений и моторных функций,
- формирование правильной осанки и красивой походки,
- развитие ловкости, силы, выносливости.
К образовательным задачам относятся:
- формирование двигательных умений и навыков,
- развитие пространственных представлений,
- развитие переключаемости, координации движений.
К воспитательным задачам относятся:
- воспитание и развитие чувства ритма,
- формирование способности восприятия музыкальных образов и умение перевоплощаться, проявлять художественно-творческих способностей,
- совершенствование личностных качеств,
- формирование и развитие организаторских способностей.
К коррекционным задачам относятся:
- развитие речевого дыхания,
- развитие артикуляционного аппарат,
- развитие фонематического восприятия.
- развитие грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Логопедическая ритмика с одной стороны устраняет нарушение функций, с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, память, процессы запоминания, воспроизведения речевого и двигательного материала, т.е. развивает функциональную речевую систему и неречевые психические процессы.
Практическая часть
План:
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Работа над ритмическим рисунком.
- Развитие пантомимики.
- Формирование стихотворного ритма.
- Развитие фонематического восприятия.
- Координация речи с движением.
- Пение.
- Развитие воображения.
- Развитие эмоциональной сферы.
Мимика.
- Улыбнулись-огорчились,
Удивились-рассердились.
Выражаем восхищение: ах!
Укусила оса: ай!
Увидели огромный арбуз: ого!
- Эмоциональные этюды.
Веселый котенок,
Грустный жеребенок,
Испуганный теленок,
Сонный медвежонок.
- Инсценировка эмоционального этюда.
Волк зайчонка увидал: у-у-у,
Бедный зайка задрожал.
Мед в лесу медведь искал,
Злого волка он прогнал: ы-ы-ы.
Успокоил он зайчонка
И отвел домой ребенка.
II. Развитие речевого дыхания.
- Обучение долгому, плавному выдоху с использованием перьев, бабочек и стрекоз.
- Пропевание гласных звуков в разной тональности под музыку.
- Работа над согласными звуками:
А) с – с - с – широкий ручей,
с' - с' - с' – широкий ручей.
Б) Дятел дерево долбит: д - д – д,
Поезд вдалеке стучит: ч – ч – ч,
Ежик топает, пыхтит: п – п – п,
Папа молотком стучит: т – т – т,
На Полкана гусь шипит: ш – ш – ш,
А Полкан в ответ рычит: р – р – р.
В) отработка дыхания по схеме с применением музыка. Рифмовка «Жук и муха».
III. Развитие мелкой моторики.
- Составление фигурок из пальцев (заяц, коза, лягушка, собачка, цветок, ножницы и т.д.).
- Упражнения на движения пальцев рук с использование счета 1-2 («Кулачки», «Уточка», «Цапля» , «Лошадка»).
- Рифмовка с движением рук пальцев.
А) Дождик капает с утра,
Вдруг полил, как из ведра.
Б) Солнце вышло из-за тучи,
Держим ровно каждый лучик.
В) Зайка весело гулял
И под сильный дождь попа.
Но не вымок зайка наш,
Он нашел в лесу шалаш.
Г) Шьет сапожник сапожок,
Пятка вот, а вот носок.
Шьет другой он сапожок,
Пятка вот, а вот носок.
Для кого сапожки?
Для красивой кошки!
IV. Работа над ритмическим рисунком.
- Отбивание ритмов ладонями 1-2, 2-1, 3-3.
- Отбивание схемы «овощные ритмы» под музыку.
- Разучивание ритмичного рисунка песенки В. Шаинского «Антошка» с использованием музыкальных инструментов (маракас, погремушка, ложки, бубен, трещотка и т.д.).
V. Развитие пантомимики.
- Спорт.
А) подбрасываем и ловим мяч.
Б) прыжки через скакалку (имитация).
В) Раскручивание обруча (имитация).
Г) Качели (имитация).
- Огород.
В землю семена сажаем,
А теперь их поливаем.
Берем грабли, загребаем,
Урожая ожидаем.
- Передвижения животных под музыку.
Жарко! И лесной тропой
Звери спешат к водопою,
Крадется волчонок,
Топает слоненок,
Катится ежонок,
Переваливается медвежонок,
Гордый лось идет напиться
И спешит к воде лисица (имитация движений животных под музыку).
VI. Формирование стихотворного ритма.
- Чистоговорки
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Мы ловили петуха!
Ух-ух-ух, ух-ух-ух,
Убежал от нас петух!
- Подскажи словечко:
а) Надо воздухом дышать,
мы идем сейчас … (гулять)
б) Гришенька играл в футбол
И забил в ворота … (гол)
в) на поляне новый дом,
Кто его построил?.. (гном)
г) Фрукт любимый у Танюши,
Спелая, большая … (груша)
д) Генка наш нерадостный,
под мышкой держит … (градусник)
е) Целый день с Егоркой
Они катались с …(горки)
- Подбот рифмы к словам.
Груша для … (Надюши, Ксюши и т.д.)
Апельсины для … (Алины, Полины, Ирины и т.д.)
Гранаты для … (Игната, Ренаты и т.д.)
Банан для … (Ульяны, Светланы и т.д.)
VII. Развитие фонематического восприятия.
- Игра «4 лишний»
Галя, Гоша, Катя , Гриша,
Коля, Катя, Кристина, Оля и т.д.
- Игра «исправь меня»
Небель (мебель), жажигалка (зажигалка), бочта (почта) и т.д.
- Игра «Звук п потерялся»
- очтальон, -овар, -араход, -аравоз, -альто, -астух, -латья, -уговица и т.д.
VII. Координация речи с движениями.
- Логоритмическое упражнение.
Ме-не, ме-не, ме-не, ме-не
Мы идем с букетом к Лене.
Ми-ни, ми-ни, ми-ни, ми-ни
Славный медвежонок Винни.
Мю-ню, мю-ню, мю-ню,
Приласкаем киску Дуню.
Мя-ня, мя-ня, мя-ня,
Собирает вишни Таня.
- Хоровод:
В огород пойдем, урожай соберем,
Мы картошки накопаем,
А капусты натаскаем,
Срежем мы кочан капусты,
Крупный, свежий, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
IX. Пение.
Разучивание песенки про весну с использованием различных движений.
X. Развитие воображения.
Игра-импровизация «Бабочки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада"
Мастер - класс для педагогов и родителей...
Логоритмика в повседневной жизни детского сада
В последние годы ,к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим встаёт вопрос о введении логоритмических упражнений с более раннего возраста не толь...
Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада
Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо - моторной координации. ...
Мастер -класс "Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада"
В ДОУ актуальна проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей с нарушением речи. Цель мое...
Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"
Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"...
Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....
Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приё...